Письмо резидента НКВД СССР - война 1941 - 1945
21 августа 1941 г.
Уважаемый Павел Анатольевич!
Я обращаюсь с этим личным письмом потому, что вопросы, изложенные ниже, не являются моим непосредственным объектом работы.
Я не соприкасаюсь с работами наших органов в Киеве, а моя связь с Проскуряковым очень поверхностна: для него я нежелательная нагрузка.
Всё, сообщаемое ниже, добыто не через работников Наркомата, и сведения, мною сообщаемые, правильны.
Речь идёт о партизанском движении на Киевщине. В нём есть крупнейшие недостатки. Не мне судить - неумение ли это. Созданием партизанских отрядов занимаются все: и парторганы ЦК, обкома, Разве-дупра, и НКВД, РПК. Неразбериха, отсутсвие руководства, то обстоятельство, что никто не несёт ответственности за эти отряды, непонимание, как они будут работать. Трудно сказать, кто работает хуже всего, но, безусловно, работа наших органов далеко не блестяща. Кое-как работа идёт в Разведупре (хорошо работает партизанский отряд на реке Ирпень в Козинецком лесу). Больше работающих отрядов фактически нет, а численно их много.
Зависит это, как могу судить при своём узком кругозоре, от следующих причин:
1. Необдуманность в постановке задач отрядам в их организации:
8-9 августа на участок 87 дивизии переброшен отряд партизан в 100-150 чел., созданный в Харькове. Его задача - пройти в Бессарабию. Место переброски - под Киевом. Нет карт, нет проводника, нет пулемётов, только 1/2 имеют винтовки, остальные - малого калибра револьверы. Они одеты в городскую одежду, кожаные пальто. Сомневаюсь, сможет ли этот отряд - люди отобранные, пропущенные через ЦК - остаться хотя бы просто целым.
2. Неумение руководить отрядами на местах, неумение даже установить с ними связь,
а) Все отряды отправлены через фронт без обусловленной связи и паролей. Стереотипная формула: смотрите сами, пришлите кого-нибудь. Поэтому с момента переброски с отрядом теряется связь и даже неизвестно, уничтожен он, или нет.
б) По слухам, проникающим в Наркомат, в Радинском районе хорошо работает отряд "Деда". Не имея с ним связи, Наркомат [ВД УССР] объявил его своим отрядом, хотя в действительности это отряд Разведупра.
в) О деятельности и маршрутах отрядов узнают тогда, когда остатки их просачиваются обратно к нам (почти все группы и отряды). Отрядам не дают политхарактеристику местности, не связывают с сетью, не устанавливают явки.
3. Неумение переброски партизан через фронт.
а) Аппарат не знает изо дня в день положения на участках фронта и перемещения противника. Поэтому место переброски избирается по наитию, а не по обстановке. Поэтому так часты случаи (наверное, известно Вам), когда партизан "отбивали", не давали "прорваться в тыл".
Вообще же эта формула порочна в своём существе: фронта как линии нет, есть островки немецких войск. На них можно напороться только тогда, если не знаешь, где противник. Не знают, не изучают местность и направляются.
б) В начале августа сержант государственной] безопасности] т. Бондаренко перебрасывал через фронт отряд. Отряд ехал на машинах и про
ехал, не заметив, наш фронт. Часовой остановил отряд и предупредил, что дальше немцы. Группа всё же поехала.
Из пшеницы высунулись какие-то люди и стали делать знаки. Машины остановились. Люди - немцы - открыли огонь. Результаты: убит командир-орденоносец, кто-то ещё, отряд бросил всё оружие, машины, в том числе и П[истолет]П[улемёт]Д[ягтерева], и все 30 человек бежали, спасли 1 ППД.
Отряд Гросмана перебрасывали... на миномёты (на засаду) немцев. Часть убита, часть, просидев в болоте 5 дней, вернулась. Сейчас лечатся. (Всё это около Киева.)
4. Очень плохое вооружение отрядов. Партизан вооружают нищенски,
а) Харьковский отряд (см. выше). Только 50% винтовок. На 100 человек ни одного пулемёта, б) Партизаны носят патроны в голенищах и карманах - нет вещмешков и сумок для гранат и патронов,
в) Мостищенский п/отряд - 6 чел. - 5 винтовок и по 40 патронов, гранат нет.
г) Соседнее село: отряд 8 чел. - 6 винтовок, больше ничего, д) Рубажевский п/отряд: 20 чел. -
6 винтовок, без патронов. Больше ничего нет.
Все эти отряды числятся действующими на территории противника.
5. Неправильное использование партизан.
Из Харькова прибыл отряд из отобранных партработников, хорошо вооружённый. В отряде был огромный подъём. Отряд не пустили в тыл драться, а оставили в Киеве, где он живёт в школе с задачей охранять НКВД.
Можете представить себе настроение этих партизан. Я не считаю себя вправе не сообщить Вам об этих "партизанских делах", случайно ставших мне известными. Я не считаю для себя удобным информировать на месте, т.к. об этом в Наркомате известно лучше, чем мне.