Воображение и символы влияющие на сон
Многие люди поначалу бывают потрясены, когда узнают, что воображение - это орган связи, применяющий высокоразвитый, сложный язык символов для выражения содержания бессознательного. И, тем не менее, это - правда: если мы научимся следить за воображением, то откроем, что оно представляет собой истинный поток энергии и полных смысла Образов, почти постоянно хлещущий из бессознательного.
Мы можем образно представить себе два канала, которые тянутся от бессознательного к осознающему разуму. Первый канал - это способность к сновидениям, второй - способность к воображению. Сновидения и воображение имеют одно общее особое качество: способность превращать невидимые формы бессознательного в образы, воспринимаемые осознающим разумом. Вот почему у нас иногда возникает ощущение, что сновидения - это продукт воображения, продолжающего свою работу во время нашего сна, а воображение - это мир снов, посещающий нас в часы бодрствования.
В ночное время бессознательное приводит в действие заряды энергии, которые создают образы на экране спящего разума, но и в часы бодрствования оно не прекращает функционировать. Оно излучает постоянный поток энергетических импульсов, которые находят свой путь к осознающему разуму в форме чувств, настроений, и, прежде всего, образов, возникающих в нашем воображении. Как и в случае со сновидениями, символическое значение этих образов может быть понято только тем человеком, который хочет учиться.
Проходящий через наше воображение материал принимает самые разные формы - от фривольных до провидческих. На нижней отметке шкалы находится пассивная фантазия - прихотливая греза, посещающая нас в самое неподходящее время дня и, иногда, надолго отвлекающая наше внимание. Такие фантазии носят чисто развлекательный или отвлекающий характер и ничего не дают сознанию.
На верхней отметке шкалы находится провидческое озарение, то есть слияние Активного Воображения и религиозного экстаза Активное Воображение - это один из способов конструктивного использования воображения, с целью приближения к бессознательному, есть много и других способов, в том числе формы глубокой медитации.
Цивилизация двадцатого века отличается массовым предубежденным отношением к воображению. Это отношение нашло свое отражение во фразах типа "Тебе это только кажется" и "Это всего лишь твои фантазии, и к реальности они отношения не имеют".
На самом же деле, воображение - это вовсе не «выдумки» Появляющийся в воображении материал должен сначала зародиться в бессознательном Воображение будет правильнее назвать каналом, по которому этот материал перетекает в осознающий разум. А если быть еще более точным, то воображение - это преобразователь, превращающий невидимый материал в образы, которые может воспринять осознающий разум.
Корнем слова воображение является латинское слово image - образ , стало быть, воображение - это способность разума к созданию образов, инструмент, обладающий возможностью облекать в образную ткань существа из внутреннего мира. Чтобы мы могли их увидеть, Воображение порождает символы, которые бессознательное использует для самовыражения.
Многочисленные исторические и психологические факторы, развивавшиеся в течение многих столетий, привели к нашему сегодняшнему непониманию истинной сущности воображения и фантазии.
Многочисленные исторические и психологические факторы, развивавшиеся в течение многих столетий, привели к нашему сегодняшнему непониманию истинной сущности воображения и фантазии Объем этой книги не позволяет перечислить все эти факторы, но, поскольку предубеждения получили столь широкое распространение, я думаю, будет уместно остановиться на том, как понимали фантазию и воображение наши интеллектуальные предки - древние греки.
"Фантазия" - это греческое слово. Изначальное значение этого слова было информирующим' "то, что делает видимым" Оно произошло от глагола, означавшего, "делать видимым, открывать". Взаимосвязь не вызывает сомнений: психологическая функция нашей способности фантазировать состоит в том, чтобы "делать видимой" динамику бессознательной души.
Итак, греческая психология знала то, что современной аналитической психологии пришлось открывать заново: человеческий разум наделен особым даром превращать невидимое царство в видимые формы, чтобы разум мог их увидеть и созерцать. Вот это невидимое царство мы и называем бессознательным. Платон нарек его миром идеальных форм; для других древних оно было сферой богов, областью чистого духа. Но все они чувствовали одно: только наша способность создавать образы дает нам возможность эти образы видеть.
У древних греков phantasia обозначала тот особый дар разума, который способствовал созданию поэтических абстрактных и религиозных образов. Фантазия - это наша способность "делать видимым" содержание внутреннего мира посредством придания ему формы, его персонификации. Греки считали реальность внутреннего мира само собой разумеющейся и выражали ее идеальные формы или универсальные качества в образах своих богов. Для них phantasia была инструментом, посредством которого божественный мир общается с человеческим разумом.
В европейской психологии (по крайней мере, до начала средневековья) способность к созданию образов, называемая воображением (phantasia), рассматривалась как инструмент, посредством которого можно принимать послания из духовного и чувственного миров и превращать их во внутренний образ, который можно сохранить в памяти и сделать предметом осмысления. В религии воображение было вполне законным путем к религиозному вдохновению, откровению и экстазу.
Тот факт, что информация пробралась в осознающий разум через воображение, ни в коей мере не дискредитировал эту информацию, ибо, как сказано в "Оксфордском Словаре Английского Языка": "Поэтическое воображение повсеместно рассматривалось как вера в реальность воображаемых вещей".
Слово фантазия стало приобретать другой смысл - «вымысел», "нечто нереальное и непонятное," - скорее всего, в елизаветинские времена. Появилось слово «выдумка» - нечто, произвольно порожденное воображением ради чистого развлечения. К сожалению, это неверное понимание природы воображения в полном объеме унаследовала цивилизация двадцатого века.
Если задуматься над этим вопросом хотя бы на мгновение, то станет ясно, какой глупостью является подобное принижение воображения. Поэзия, литература, живопись, скульптура, да и вообще любая художественная, философская и религиозная деятельность человека зависят от этой способности к созданию образов, называемой воображением. Если бы не эта наша способность к созданию образов, мы не смогли бы развить ни абстрактное и логическое мышление, ни точные науки, ни даже язык.
И здесь уместно повторить уже приводившуюся выше цитату из Ноймана:
"Символические образы бессознательного - это творящий источник человеческого духа во всех его проявлениях... И поскольку процесс формирования бессознательным символов является источником человеческого духа, то язык, история которого практически идентична зарождению и развитию человеческого сознания, всегда начинается как язык символов"