Физическое действие сна
Вообще, ритуал — это способ использования скромных, символических актов для того, чтобы установить связь между осознающим разумом и бессознательным. Ритуалы дают нам возможность извлечь принципы из бессознательного и живо их представить осознающему разуму. Но ритуалы оказывают воздействие и на само бессознательное. Возвышенный, осознанный ритуал посылает бессознательному мощный импульс, который приводит к изменениям на том глубоком уровне, где зарождаются наши ценности и установки.
Как только вы поняли смысл вашего сна вашим осознающим разумом, возникает необходимость перенести это осознание обратно на глубокий уровень бессознательного. Это можно сравнить с извлечением зерна из выросшего растения и помещением этого зерна в почву, из которой выросло растение.
Точно так же, когда мы возвращаем наше сознание в наше бессознательное, мы там, внизу, в первичной материи создаем новую энергию и новую жизнь. Цикл генерирования продолжается, и новые формы поднимаются на уровень сознания.
Много лет тому назад, когда я учился в Институте Юнга в Цюрихе, прославленная Тони Вольф (коллега Юнга) все еще работала там с пациентами как аналитик. Вот как раз в вопросе физического воздействия на сны она отличалась особой привередливостью. Она встречала своих пациентов на пороге и, прежде чем они успевали опуститься в кресло, строго спрашивала: "Что вы сделали с тем сном, что вам приснился на прошлой неделе?".
Пациентам, которые сделали что-то особенное, что-то конкретное и физическое, ничего не грозило. Но, если они начинали, заикаясь, объяснять, что они немного поразмыслили над своим сном, немного пообсуждали его с кем-то или сделали что-то другое в том же «туманном» духе, она немедленно выпроваживала их из кабинета. Захлопывая за ними дверь, она говорила: "Вернетесь тогда, когда захотите заниматься делом". Все знали, что иметь с ней дело можно только таким образом: работай или беги прочь.
У Тони Вольф была идея, что современные люди слишком часто воспринимают свои сны как абстракцию. Если человеку приснился сон, то он должен уведомить об этом все свое тело. Она говорила: "Человек может анализировать свои сны в течение двадцати лет, но все, что у него находится пониже шеи, и подозревать не будет, что вообще происходит! Вы должны что-нибудь сделать. Сделайте что-нибудь своими мускулами!"
Нам, на Западе, свойственно все превращать в абстракцию, заменять словами непосредственные физические ощущения. Нам крайне необходимо задействовать наши тела и наши чувства. Мы должны трансформировать наши теории в «плотские» ощущения. Идеи и образы из наших снов должны переместиться в наши эмоции, в наших мышечные ткани, в клетки нашего тела. А для этого требуется физическое действие. Любой физический акт фиксируется на самом глубоком уровне души.