Всемирный День Прав Потребителя
Сегодня на страницах газет и во всех средствах массовых информациях различные «специалисты» пишут о защите прав потребителей. Т.е. все кому не лень - лица, занимающие руководящие должности, журналисты, «немножко юристы» и еще хуже «юристы- самоучки». Я думаю, мудрые люди со мной согласятся, что надо быть специалистом своего дела, а не так сказать «специалистом широкого профиля», а это как правило, означает «специалист везде по чуть-чуть, а в результате ноль». Вот поэтому в очередной раз, читая статью такого вот «консультанта», мне становится обидно и больно за наших потребителей. Ведь эти «советы» и «заметки» вводят потребителей в заблуждение.
Думаю, не ошибусь, что информация по теме потребительства в Вашей голове неупорядочена и в некоторых местах противоречива. И я даже знаю, из-за чего. Например, журналисты приносят больше вреда, чем пользы, публикуя советы, противоречащие как текущему законодательству, так и судебной практике. Их нельзя упрекнуть в преднамеренном обмане, потому что журналист вникает в тему ровно настолько, чтобы написать статью. Чего нельзя сказать про юристов – они-то должны хорошо знать законы. Согласитесь невозможно научиться применять закон на практике, просто его, прочитав, это же не детектив. Если Вы пытались разобраться в каком-либо законе сами, я думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Давайте возьмем, например именно Закон «О защите прав потребителей», самое простое – купил холодильник, он сломался спустя пару месяцев эксплуатации, вы открываете закон чтоб знать как вести себя в магазине …..и… допустим вы дочитали и нашли, наконец, ст.18
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Вроде бы все Вам понятно, выбираете одно требование (конечно же, отказаться от исполнения договора купли-продажи. Зачем Вам холодильник который сломался спустя пару месяцев эксплуатации, поверьте так рассуждает каждый второй потребитель, а каждый первый этот холодильник приобрел в кредит и его высказывания такие - я за него еще 10 месяцев кредит буду платить а он уже сломался, я тогда и кредит платить не буду и холодильник мне ремонтированный не нужен. Хочу новый!!! Пусть обменяют!!!) и Закон на Вашей стороне. НО! Прочитав ниже написанное вас приводит в замешательство :
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень Правительства? Какой именно и где его найти? Да и в законе ссылки на его номер и дату нет. Ну что? Мы прочитали с Вами ст.18 и я уверена, теперь точно не знаем, что дальше делать. Вопросов образовалось еще больше, да еще весьма непонятных «существенный недостаток», «технически сложный товар» ??? Вот поэтому стоит обратиться к профессионалу. А об этом мы расскажем в следующий раз. Продолжение следует практически сразу.
Председатель ООБК Общества защиты прав потребителей «Калитва»
Мешкова О.В.