Актуальность бизнеса
"Я собираюсь получить на этой сделке, этом проекте или этом продукте бешеный доход"!), или субъективную убежденность в том, что осуществляемая деятельность "очевидно" рентабельна, а значит прибыльна, от реального получения прибыли в результате работы бизнесмена. В контексте вводимого разграничения есть смысл несколько подробнее остановиться на уточнении понятия "прибыль", поскольку неточности в его интерпретации характерны не только для психологов, но, как показывает опыт, и для практикующих бизнесменов. Прежде всего, прибыль - это далеко не любые деньги, которые вы получаете.
Деньги, которые вы взяли в долг - это просто долг, или, используя более благородный экономический термин, "кредит". Деньги, которые вы нашли на улице - это тоже не прибыль, а просто подарок судьбы. Деньги, которые выделяет правительство под определенные экономические программы, - также не прибыль, а только целевые средства. Так же точно не прибыль ваша зарплата, полученное наследство, выигрыш в лотерею и многое другое.
Прибылью считается только результат нехитрой с виду коммерческой операции "деньги - товар (услуга) - деньги", осуществив которую, вы должны из суммы полученного дохода вычесть все необходимые расходы, включая те, которые непосредственно ушли на проведение этой операции ("прямые расходы"), те, которые на первый взгляд могут не иметь к ней отношения ("косвенные расходы"), а также налоги. Остаток - только если он будет положительной величиной, да и то с учетом множества привходящих обстоятельств, - в итоге и будет считаться вашей прибылью.
Подробный разбор понятия "прибыль" и тех обстоятельств, которые на нее воздействуют, можно найти в любом учебнике экономики. Впрочем, и нам придется уделить этому внимание в разделе о "счетности мышления". Пока ограничимся констатацией того факта, что нехитрая подмена понятий "деньги" и "прибыль", или "доходы" и "прибыль" в ситуациях, когда люди считают, что цель бизнеса - делать деньги, получать доход, в жизни приводит к возникновению множества проблем у предпринимателей, а у сторонних наблюдателей вполне может порождать острые эмоциональные реакции вроде той, которую выразил нам один из коллег-консультантов, поработавший некоторое время с небольшой торговой фирмой в одном из приморских городов.
"Представляете, - рассказывал он, - занял хозяин денег, купил целый корабль импортных продуктов, открыл небольшую лавочку в городе - сидит и все это продает. Живые деньги идут через руки, горы товара - на складе, еще хорошо, что не портятся, товар такой, - и счастлив. У меня, говорит, бизнес. И слышать никак не хочет про то, что на самом-то деле он медленно разоряется". История эта, предельно понятная любому человеку с минимальным экономическим образованием, далеко не уникальный случай. Хуже того, на сегодняшний день при строгом употреблении вводимого здесь критерия весьма значительная часть коммерческих структур может попасть под определение "Это - не бизнес", поскольку эти организации либо еще не умеют считать свою прибыль, либо даже вовсе не ориентированы на расчеты по прибыли. И эта проблема - не только экономическая. Ее психологические корни заслуживают отдельного рассмотрения.