Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Бизнес - путь к успеху » Сравнение бизнеса и науки

Сравнение бизнеса и науки

Сравнение бизнеса и наукиОднако высочайшая мера неопределенности - это как раз то, что более всего характеризует другой вид деятельности - науку. Познание, интерес к новому, поиск способов понимания и использования свойств окружающего мира - главный предмет науки. Возможно, не случайно поэтому люди науки - достаточно частое явление в бизнесе, а среди традиционных историй успешного бизнеса в США едва ли не половину составляют рассказы об изобретениях и изобретателях. Здесь, впрочем, необходимо отметить различие между "чистыми учеными" и изобретателями.

Различие это в науковедческих исследованиях связывается с очень важной ценностной шкалой с несколько мудреным названием: "пуризм - утилитаризм". Проще говоря, "чистые ученые" по определению склонны к "пуризму", поиску нового знания ради самого знания, независимо от возможностей его последующего практического использования. Их больше волнует то, как устроен мир, нежели то, что можно из него сделать. И в этом отношении любой настоящий ученый по определению - никудышный бизнесмен просто потому, что его будет интересовать не столько результат - количество прибыли, - сколько то, что происходит вокруг этого результата или в процессе его достижения.

Изобретатели - классические "утилитаристы", исходно ориентированные на поиск практического использования возможностей, новых знаний, открытий и т.п. Не случайно поэтому одной из постоянных тем в психологии бизнеса оказывается тема инновационного поведения и инновационного потенциала предпринимателей. Если к этой ориентации на практическое использование примешивается, как это распространено в традиционной американской культуре, ориентация на возможность заработать и из всего сделать маленький бизнес, то прагматичный изобретатель действительно становится достаточно успешным предпринимателем.

Вырастет ли из исходного предприятия большой бизнес - это уже следующий вопрос, и практика показывает, что на этой дороге от малого предприятия к большому бизнесу у изобретателей в целом не больше, если не меньше, шансов дойти до дела больших масштабов. Одна из причин этого - та же, что и у "больших ученых", увлеченность новым и интересным. Как только в новом предприятии появляются признаки стабильности, повторения уже известных шагов, как многие изобретатели теряют к нему интерес и тут же пытаются переключиться на что-либо "новенькое". Другая проблема - это ориентация изобретателей на предмет своего изобретения в гораздо большей мере, нежели на тех, для кого это изобретение могло бы быть полезно.

Показателен в этом отношении пример из нашей консультативной практики. Однажды нас попросили помочь в разработке бизнес-плана реализации некоего изобретения - новой модели телефона, который совмещал в себе множество функций: от прямого говорения, автоматического определителя номера и записной книжки на тысячи номеров и фамилий до небольшого компьютера, ведущего записи текущих дел и едва ли не дающего кулинарные и прочие хозяйственные советы. Изобретатель этого аппарата потратил на его разработку уйму времени и денег, продал свою квартиру, квартиру своей жены, набрал множество долгов, скрываясь от должников по подпольным квартирам. К консультантам он обратился лишь потому, что банк, где он запросил очередной кредит, потребовал от него представления соответствующего бизнес-плана под свою разработку.

Работа с изобретателем оказалась сущей мукой. В ответ на любой вопрос он тут же с увлечением бросался рассказывать о неимоверных достоинствах, возможностях производства или технических тонкостях своего аппарата, но совершенно не желал думать о том, кто, где, как и почему будет - и будет ли вообще - покупать эти аппараты. "Раз это так интересно мне - это несомненно будет интересно и нужно другим," - так в сжатом виде выглядела внутренняя позиция автора изобретения. Бизнес-план нам разработать так и не удалось: в момент, когда пришла пора оплачивать первую часть работы, изобретатель в очередной раз скрылся в неизвестном направлении...

Таким образом, несовпадение ведущих ценностей - ориентации на успех, на достижение выгодного результата в бизнесе и ориентации на интерес, на понимание и познание в науке, - порождает как следствие и разные модели поведения людей науки и людей бизнеса. В бизнесе, наряду с задачами активного поиска и внедрения инноваций, есть множество и гораздо более рутинных сторон, и именно они часто оказываются гибельными для ученых и изобретателей.

16 мар 2010, 07:42
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.