Границы бизнеса
Аналогично обстоит дело и с бизнесом. Является ли бизнесменом ваш знакомый, у которого по жизни с легкостью получается проводить невероятные сделки, никогда не возникало проблем с добыванием денег, но который в то же время продолжает числиться штатным сотрудником некоего учреждения? Или, наоборот, как быть с тем, кто открывает уже третью по счету коммерческую фирму, но и ее, как и две предыдущие, похоже, вскоре ждет бесславный конец?
Решение этих вопросов будет зависеть только от критериев, которые будут введены в качестве ограничительных условий. Попробуем договориться о таких критериях и мы. При установлении подобных критериев мы во многом сможем опираться на обстоятельную работу о бизнесе профессора Декстера Кизера, опубликованную в 1930 г. Время появления этой работы не случайно: это был тот период, когда после глубоких потрясений, связанных с первыми шагами становления нового бизнеса и только что прошедшими бурями Великой Депрессии, исследователи социальных процессов особенно активно пытались осмыслить природу и смысл происходящего.
Приступая к исследованию бизнеса, Д. Кизер указывает на отмеченное нами обстоятельство - этимологическую смешанность понятий "бизнес" и использования глагола "to be busy" - "быть занятым чем-либо". Во избежание размывания строгости понятия, автор обращает внимание на несколько основополагающих моментов, позволяющих отграничить специфику бизнеса как систематической деятельности от близких к нему или мимикрирующих под него видов активности. Следуя мудрой заповеди Оккама "не умножать сущностей без необходимости", мы также попробуем ограничиться минимально возможным набором отличий, определив их в виде трех ограничительных критериев.