Старший лейтенант Анисимов: удар по живой силе врага
Погоду нам предсказывали неважную: высота 100 - 400 метров, видимость 3 - 4 километра.
Взвилась зеленая ракета - старт разрешен.
С полной бомбовой нагрузкой легли на курс к "входным воротам".
Встретили истребителей. Мы дали сигнал "Я свой", и, сделав левый разворот, они ушли дальше.
На контрольном этапе я промерил ветер. Чтобы не сбиться с курса, выбирал такие контрольные ориентиры, которые по своей конфигурации и расположению можно было бы легко опознать. Производя эту работу, я старался выдерживать режим полета - курс, скорость, точность во времени при проходе над ориентирами от "входных ворот" до цели.
Двадцать одну минуту летели мы над водой. Здесь нет ориентиров. Только волны бушуют. Нас прижимает до пятидесяти метров и ниже.
- Держите курс и скорость как можно точнее, - говорю я капитану Кочеванову.
- Посмотрите на стрелки, - ответил он мне. Я посмотрел на стрелки приборов. Они почти не шевелились, разве немного, от болтанки. Кочеванов выдерживал маршрут. Нам нужно было обязательно выйти к намеченному ориентиру, чтобы от него построить маневр подхода к цели и ухода от нее.
Полет над морем показался чрезвычайно продолжительным. Вражеский берег появился совсем неожиданно, как будто вырос из воды. Начался лес.
Капитан Кочеванов точно выдержал рассчитанные мною скорость и курс, - через две минуты мы летели над озером с островком посредине.
Я дал сигнал - разворот влево, в район цели, подальше от населенных пунктов, чтобы внезапно появиться над врагом.
Цель уже совсем близко... Волнуюсь.
- Смотрите, Анисимов, не завезите, - говорит мне капитан Кочеванов, - что-то ничего не видно. Лес да лес. Я проверил расчеты и отвечаю:
- До цели 6 минут... Смотрите за сигналами.
Опять уточнил снос, скорость, угол прицела.
Все установлено на прицеле и на сбрасывателе. Бросил взгляд на схему цели: она вытянута с запада на восток. Решил бомбить не с хода, а отойти километра на три юго-западнее цели и, развернувшись вправо, пройти над нею. Бомбить с хода было бы опасней, потому что пришлось бы пролететь над несколькими селами, в которых могла находиться зенитная артиллерия.
Высота 250 метров. Лес мешает издали видеть цель. Но вышли точно.
Увидев поверх деревьев крыши ангаров, капитан Кочеванов не выдержал и крикнул в телефон:
- Смотрите, ангар!.. Если нет самолетов - бомбим по ангарам и по рабочему полю.
Я дал сигнал: "Внимание".
Вижу большой ангар, слева еще два ангар поменьше, служебные постройки, аэродромное поле, справа пусто. Глаза шарят по опушке леса - нет ли там самолетов? Самолетов нет. Пусть - и без них есть, что разгромить.
Левая рука - на сигнальных кнопках, правая рука и ноги работают с прицелом, для крепости я зажал его ногами. Пора! Открываю люки. Смотрю в прицел. Цель на курсовой черте, она быстро движется на меня. Щелчок петельки на треугольнике - центр цели. Нажимаю кнопку прицела. Бомбы сброшены. Сигнализирую летчику. Закрываю люки.
И тут только вижу перед самолетом красные нити. Нас обстреливает зенитный пулемет. Прошли чуть дальше и сделали разворот вправо, летчик увидел попадание, да и стрелок-радист Дементьев доложил - бомбы попали в ангары и на рабочее поле.
Над целью мы находились не больше полминуты. Обратно капитан Кочеванов решает лететь за облаками. Спрашивает:
- Сумеем выйти к "входным воротам"?
- Ну, уж раз на цель точно вышли, то на своей земле на любой перекресток дорог выйдем.
Даю курс, уходим в облака. Для облегчения ведомым ведущий включил бортовые огни. Облака пробили на высоте [79] 800 метров. Здесь ярко светит солнце, самолеты, как лебеди, плывут в них. На душе стало весело.
Подходим к "входным воротам", надо снижаться под облачность. Опять высота 150 - 200 метров. Снег.
Вернулись все, потерь нет, только в одном самолете оказались две пулевые пробоины.
На разборе начальник штаба бригады полковник Тищенко отметил хорошую работу экипажей. Командование бригады и полка прислало телеграмму, поздравило С отличным выполнением первого боевого задания в сложных метеорологических условиях.