Первыми приняли бой пограничники
15 часов вели неравный бой воины 4-й погранзаставы северо-западнее Бреста. Все они погибли, до конца выполнив свой воинский долг. Стойкое сопротивление оказал личный состав 3-й заставы Августовского погранотряда. Под командованием начальника заставы лейтенанта В.М. Усова воины-пограничники сражались до последнего патрона. Геройски дрались и другие погранзаставы округа.
Пограничная застава № 9 17-го Брестского погранотряда, которой командовал лейтенант A.M. Кижеватов, находившаяся в западной части Брестской крепости, на рассвете 22 июня подверглась артиллерийскому обстрелу, вслед за которым противник силою до двух рот пошел в атаку. Завязалась рукопашная схватка. Немцы были отброшены. Через некоторое время две свежие роты, при поддержке танков, вновь обрушились на горстку пограничников. Начальник заставы, контуженный в бою, личным примером воодушевлял подчиненных. Во время новой атаки противника он лег за пулемет и вел огонь до тех пор, пока неразила шесть германских атак, дважды переходила в контратаки и в рукопашной схватке отбрасывала врага от границы. Лишь в ночь на 23 июня с группой пограничников A.M. Киже-ватов перешел в казематы Брестской крепости, где продолжал вести боевые действия.
Высочайшее мужество и стойкость проявили воины пограничных укрепрайонов. Наиболее ожесточенные и продолжительные бои шли в районе Семятичи, где натиск врага сдерживали воины 17-го отдельного пулеметного батальона (62-го Брестского укрепленного района ЗапОВО). На рассвете 22 июня командир батальона капитан А.И. Постовалов отдал приказ отразить атаки противника. Но к полудню связь со штабом батальона оборвалась, и командиры рот, окруженные врагом, действовали самостоятельно.
В центре боевых позиций батальона держала оборону первая рота под командованием лейтенанта И.И. Федорова. Шестиамбразур-ный дот «Орел», в котором находился командир роты, и гарнизоны двухамбразурных дотов «Светлана» и «Сокол» держали под обстрелом дорогу от моста через реку Западный Буг на Семятичи. Воины сражались в неимоверно трудных условиях.
Гитлеровцы обстреливали доты прямой наводкой, бомбили их, выжигали огнеметами. Умолк дот «Сокол». Трое суток сражался гарнизон дота «Светлана». Дольше всех продержался гарнизон дота «Орел». Люди задыхались от пороховой гари и дыма, но не покидали боевых позиций. В одном из документов 293-й немецкой пехотной дивизии, наступавшей под Брестом, было записано: «Офицеры и солдаты оборонялись до последней минуты. Случалось, что наши солдаты, входя в разрушенные доты, еще подвергались обстрелу. Требование о сдаче в плен, переданное через переводчика перед подрывом дотов, не оказывало никакого воздействия».
Массированным налетам авиации в первый же день войны 22 июня подверглись 26 советских аэродромов, некоторых базировались наиболее боеспособные авиационные полки. Нанеся большой урон нашей авиации, противник захватил господство в воздухе. За первый день боев ВВС Западного фронта потеряли 738 самолетов, из них 528 самолетов на земле, что составило около 40% самолетного парка Западного фронта или 63,7% от всех потерь авиации на советско-германском фронте за 22 июня.
Узнав об этом, командующий ВВС Западного фронта, Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Ленина и ордена Красного Знамени генерал-майор Иван Иванович Копец застрелился.
Ударные группировки противника, как и было предусмотрено планом германского командования, развернули наступление на флангах белостокского выступа из районов западнее Гродно и южнее Бреста.
На правом фланге 3-й армии генерала В.И. Кузнецова в полосе шириной 40 км против трех пехотных дивизий 8-го армейского корпуса немцев вынуждена была вступить в бой одна 56-я стрелковая дивизия генерал-майора СП. Сахнова. Советские воины, подвергаясь сильному воздействию артиллерии и авиации, отражали атаки как с фронта, так и с флангов, мужественно отбивались от наседавшего врага. Они цеплялись за каждый рубеж, неоднократно переходили в контратаки.
К исходу 22 июня, когда нависла реальная угроза охвата флангов армии и прорыва немецких войск к переправам через Неман у Лунно, Мостов, генерал В,И. Кузнецов принял решение отвести войска на рубеж рек Комра и Свислочь, предполагая создать здесь сплошной фронт обороны и стабилизировать положение. Но замысел осуществить не удалось. На следующий день германские войска захватили Гродно. К вечеру 23 июня между Северо-Западным и Западным фронтами образовался обширный разрыв до 130 км, куда устремились танковые и моторизованные дивизии 3-й танковой группы и 9-й армии противника.
Тяжелое положение сложилось и на левом крыле Западного фронта. На брестско-барано-вичском направлении на 100-км участке, где оборонялись плохо укомплектованные и не успевшие выдвинуться из Брестской крепости 6-я, 42-я, 49-я (правофланговая) и 75-я (левофланговая) стрелковые дивизии 4-й армии генерала А.А. Коробкова, наступали 16 германских дивизий, в том числе 5 танковых.