Нападение на Польшу 1 сентября 1939 г
Народы Англии и Франции, правительства которых все время поощряли агрессора и толкали его на войну с Советским Союзом, вынуждены были дорогой ценой расплачиваться за эту неумную политику своих правительств.
Продвижение немецких войск на восток и развертывание Второй мировой войны потребовали от Советского Союза принятия срочных мер по обеспечению безопасности своих западных и северо-западных границ и подступов к ним. Необходимость этих мер вызывалась тем, что правители Германии стремились использовать территорию прибалтийских республик и Финляндию в качестве плацдарма для нападения на СССР.
Чтобы упредить и пресечь действия немецких фашистов в этой части Европы, Советское правительство вступило в переговоры с Литвой, Латвией, Эстонией, а также Финляндией, предложив им на основе взаимного уважения суверенитета, государственной целостности и независимости, невмешательства во внутренние дела заключить пакты о взаимопомощи, которые могли бы эффективно обеспечить взаимные интересы этих государств и СССР, и прежде всего в деле предотвращения угрозы немецко-фашистской агрессии.
Буржуазные правители Литвы, Латвии и Эстонии под давлением народных масс, хотя и с неохотой, вынуждены были пойти на договор с нами.
В конце сентября и начале октября 1939 г. такие пакты с тремя прибалтийскими республиками были подписаны. На основе этих пактов Советский Союз получал право размещения на территории Литвы, Латвии и Эстонии своих военных гарнизонов и организации советских аэродромов и военно-морских баз с содержанием ограниченного количества советских войск для их охраны. За короткий срок эти базы были созданы и необходимое количество войск введено на территорию прибалтийских республик.
Не так, однако, получилось с заключением пакта с Финляндией. Финское правительство, тщательно скрывавшее свои связи с фашистской Германией и получавшее одновременно помощь от Англии, Франции и США, отказалось вести какие-либо переговоры и в конце концов спровоцировало войну с CСCP. Результатом возникшей войны было серьезное поражение финских войск на Карельском перешейке, а затем последовавший за ним советско-финский мирный договор от 12 марта 1940 г. Теперь было серьезно улучшено дело обороны СССР против гитлеровской агрессии и на севере. Линия обороны в районе Ленинграда была отодвинута на северо-запад на 150 км. Но все это, оказывается, еще не означало, что мы добились прочного обеспечения наших границ.
Советское правительство продолжало принимать все меры к тому, чтобы упрочить добрососедские отношения с прибалтийскими республиками на основе заключенных договоров о взаимной помощи. Однако реакционные правительства Литвы, Латвии и Эстонии скрытно от народа вступили в переговоры с гитлеровцами. Выполняя волю германских фашистов, эти правительства заключили между собой тайный военный союз, направленный против СССР, и встали на путь враждебных, антисоветских провокаций.
Советский Союз в интересах своей обороны не мог дольше мириться с таким положением в Прибалтике.
14 июня 1940 г. правительству Литвы, а также правительствам Латвии и Эстонии были вручены ноты протеста с требованием допустить ввод дополнительных частей советских войск на их территорию и одновременно изменить состав своих правительств, создав такие, которые будут готовы и способны честно выполнять заключенные ранее договора о взаимопомощи.
Когда назрели события лета 1940 г., 6-й кавалерийский корпус, которым я продолжал командовать, несколько изменил места своей дислокации и оказался вблизи границ Литвы.
- Слушайте приказ командующего: поднять 4-ю и 6-ю кавдивизии по боевой тревоге и кратчайшими маршрутами к исходу
9 июня сосредоточить их в районе Сопоцинск, Гродно. Штаб корпуса в Гродно.
- Могу ли я узнать дальнейшую задачу корпуса? - спросил я Пуркаева.
- Все узнаете сегодня на совещании. Вам нужно прибыть в город Лида к 20.00, - был ответ. Получив боевую задачу, я немедленно отдал соответствующие распоряжения привести дивизии в полную боевую готовность.
4-ю кавдивизию проверил лично, 6-ю поручил своему заместителю. В 7 часов утра обе дивизии уже выступили из занимаемых районов (4-я кд из Белостока, 6-я кд из Ложмы) и двинулись по направлению к Гродно. Я поехал в город Лида.
Совещание проводил заместитель командующего войсками округа тов. Кузнецов. Присутствовали Медведев, Климовских, Николаев, еще несколько человек. Совещание носило сугубо секретный характер и касалось возможных действий наших войск против Литвы. Кузнецов сообщил, что он назначен командующим 11-й армией, начальником штаба - Климовских.