Определение стратегии изменений
И очень часто не обладают необходимой психологической готовностью к достижению желаемой цели. При этом собственные их стратегии и способы разрешения проблемы, «карты» сложившейся ситуации оказывались заведомо неэкологичными - иначе они не обращались бы за помощью.
Помочь определить желаемый результат, наметить пути его достижения, разработать структуру необходимой деятельности и обрести готовность к достижению цели можно с помощью разработанных в нейролингвистическом программировании моделей и фреймов стратегических изменений.
Модели изменения в нейролингвистическом программировании. НЛП - это прежде всего стратегииность и нацеленность на результат. Для того, чтобы они осуществились, в нейролингвистическом программировании есть много самых разных моделей, фреймов и техник стратегии осуществления изменений.
Самое интересное здесь то, что модели, фреймы и техники нейролингвистического программирования универсальны и могут быть использованы в любой области человеческой деятельности, а не только в ПК.
В сути своей модель «НС-ЖС» проста и эффективна. Клиент, обратившийся за помощью, находится в своем настоящем состоянии (НС) - скорее всего, проблемном. Если он действительно хочет не просто уйти от проблем, а прийти крещениям, его цель - некоторое желаемое состояние (ЖС) - тот самый результат, которого он хочет добиться.
Для того, чтобы это продвижение осуществилось, ему и вам, во-первых, нужно точно знать, куда вы идете, то естьрезультат должен быть определен и описан. Во-вторых, нужны ресурсы - пока определим их как любые средства, которые могут быть задействованы для достижения результата: физиология, состояния, мысли, чувства, стратегии, переживания, люди, события или вещи.
Ну, а в-третьих, необходимы техники - некие приемы и методы работы, с помощью которых вы и осуществите нужные изменения.
Модель «НС-ЖС» универсальна, ибо даже рядовая ваша поездка из пункта А (настоящее состояние в плане местопребывания) в пункт Б (желаемое состояние в том же плане) требует определенных средств-ресурсов (например, денежных) и некоего технического устройства, в которое эти средства вложатся (например, автомобиля).
Однако в ней нет одного очень важного момента: предыстории вопроса, то есть причины, по которой вы или ваш клиент оказались в своем настоящем состоянии. Ответ на этот вопрос в нейролингвистическом программировании ищется с помощью другой модели - SCORE.
Эта английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:
S (simtom) - симптом,
С (causa) - причина,
О (outcame) - результат,
R (resours) - ресурс,
Е (effect) - эффект. Графически для единичного случая она может быть отображена так:
РЕСУРСЫ
Причина Симптом Результат Эффект
Прошлое Настоящее Будущее
_
Весьма любопытно то, что данная модель не только, если можно так сказать, «психологична», но еще и «кармич-на». После «Диагностики кармы» С. Лазарева многие потенциальные клиенты ПК сразу и вдруг стали большими поклонниками теории кармы. Но понимают ее исключительно с точки зрения некоего вселенского возмездия.
Между тем в основе теории Кармы лежит очень простой постулат: любая Причина порождает Следствие. Ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно своими мыслями, чувствами и действиями человек сеет причины будущих следствий. И, не улавливая связи между конкретной причиной и определенным ею следствием, после, намного позднее, частенько горько сетует: «За что мне так?» Но если вы посадили чертополох, глупо надеяться, что вырастет пшеница...
Так вот, модель SCORE - это очень хороший способ обнаружить причину того, что клиент закономерно и заслуженно приобрел и получил. Тем более, если ему не очень нравится это приобретение и он не хочет и дальше иметь подобные неприятности...
Теперь более конкретно.
В модели SCORE, как и в предыдущей «НС-ЖС», также есть настоящее состояние, каковое мы называем здесь «симптом». Есть желаемое состояние, которое почти как и в предшествующей модели обозначается как «результат». Есть уже знакомые нам «ресурсы», каковые (в отличие от модели «НС-ЖС» в данном случае включают и техники по их (ресурсов) использованию.
Однако появилось и нечто новое. Во-первых, «эффект» - это те положительные изменения, которые произойдут в жизни клиента, если он добьется желаемого результата: как бы позитивные последствия новой причины-результата. А во-вторых, «причина» - то, что и породило «симптом».
Предположим, например, что сейчас вы бедны, как церковная крыса. Это, как вы понимаете, симптом. Возникла эта бедность вследствие того, что в своем прошлом вы раз за разом отказывались от любых возможностей поправить свое финансовое положение. Естественно, что именно эта ваша «отказчивость» (обусловленная, например, боязнью риска) и является истинной причиной возникновения симптома.