Метод взмаха в НЛП
Взмах как техника НЛП. Как это ни парадоксально, но в нейролингвистическом программировании практически отсутствует определение метода взмаха. Упоминая о нем, том, что взмах работает со специфическими формами состояний или поведения, от которых человек хотел бы избавиться, или реакциями, которые он не хотел бы воспроизводить. При этом обычно добавляют; что взмах не просто заменяет одно поведение другим, но порождает новые. Он изменяет проблемное состояние или поведение, предлагая новые направления.
Понять сущность и особенности данного метода может помочь описание упрощенной техники взмаха, которое было сделано Р. Бэндлером в его книге «Используйте свой мозг для изменения».
1. Выясните контекст, то есть сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?
2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (то есть вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине).
Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку этот стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это. неприятно, тем лучше сработает.
3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ, каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателен, который сильно влечет вас и нравится вам.
4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая также быстро потемнеет и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова - пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!
5. Проверка:
а) теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным;
б) другой способ проверки - поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.
Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.
Основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с поиском клиентом нового образа себя. Однако поиск этого образа и для вас, и для него заметно облегчится, если вы поймете, что данный образ можно не только вспомнить, но и вообразить. Как бы «скалькировать» нового себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?).
Для того, чтобы это осуществилось, энэлпе-ры обычно предлагают своим клиентам сделать следующую технику создания желаемого образа себя.
1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и «экологично» справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.
2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играяроль» в этом фильме или клипе.
3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в «главной роли», и действующим так, как до вас действовали все те же герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение.
4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.