Гармоничный процесс образования и воспитания
Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей — несмотря ни на какие жизненные трудности и осложнения. В этом суть гуманно-личностного подхода к детям в образовательном и воспитательном процессе.
Многое зависит от имени-отчества и месяца рождения учителя, что никогда не учитывается во взаимоотношениях преподавателя и ученика, включающих систему: ребенок — учитель — общение. Это характеризует образовательный и воспитательный процесс, строящийся на началах педагогики. Раскрыть эту триаду можно через описание специфических особенностей гуманно-личностного образовательного и воспитательного процесса.
Ребенок — деятельное природное существо, имеющее еще не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он из рук в руки передается природой человеку, людям, ставшими уже взрослыми, умными, образованными; ставшими учителями и воспитателями и берущими на себя ответственность завершить начатое природой дело сотворения человека.
Поэтому образовательный и воспитательный процесс должен охватывать ребенка полностью и творить в нем развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного и воспитательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательной деятельности природы и человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение благородного человека, достойного и щедрости природы и гуманности общества.
Ребенок — целостное явление, и в нем развивается целостная личность. Целостность ребенка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребенок не существует без личной жизни. Она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечет ребенка в его будущее, и он стремится войти в нее со своими взрослостью и свободой, долгом и заботами как равноправный член общества.
Ребенок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же целенаправленную жизнь. В силу целостности личности ребенка образовательный и воспитательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого становится развивающаяся в многообразных формах жизнь ребенка, жизнь детей.
Если ребенок родился в декабре, он более неуравновешен, чем тот, кто родился в марте, и относиться к нему нужно более осторожно, не ущемляя его самолюбия, не вызывая в нем раздражения. Это позволит учителю настроить ребенка на полное восприятие преподаваемого предмета.
В жизни ребенка можно различить два уровня: первый есть спонтанная жизнь ребенка. Это жизнь, проявляющаяся без педагогического и воспитательного вмешательства; второй уровень — педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни ребенка. Этот уровень жизни как высший должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму спонтанного.
Вдохновителем образовательного и воспитательного процесса является учитель. Личностно-гуманный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель как личность не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если сам не является человеком гуманного склада и не обладает оптимизмом по отношению к каждому ребенку?
Такому учителю не рекомендуется работать. Учителю надо верить, что ребенок — это явление, он несет свою миссию. Педагог должен верить в силу гуманного образовательного и воспитательного процесса, в свои педагогические способности.
Вера позволит учителю проникнуть в душу ребенка, постичь безграничность каждого ученика, найти верные пути воздействия. Учитель должен согласиться с природой ребенка, с его основными природными страстями и искать пути удовлетворения этих страстей в образовательном и воспитательном процессе, в каждом моменте общения с ребенком. Учителю необходимо понять исключительную важность духовного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого ребенка.
Вера учителя в безграничность каждого ребенка находит свое воплощение в постижении того, что становление человека зависит от степени очеловеченное среды. Это значит, что о силе природы ребенка надо судить по тому, какой действительностью он окружен, кто его учителя, занимающиеся его образовательным и воспитательным процессом. Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого этого процесса есть высшая забота учителя.
Он создает данный процесс, создает и перестраивает окружающий мир, чтобы в них ребенок познавал и усваивал истинно человеческое; познавал себя как человека; проявлял свою истинную индивидуальность; находил общественный простор для развития своей истинной природы; проникался общечеловеческими интересами; был защищен от влияния, способного провоцировать его на асоциальные проявления.