Личность ребёнка и познавательная активность
Благодаря разнообразию эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные) акты оценочной деятельности также разнообразны. Образовательный и воспитательный процессе приводит к целенаправленному развитию в ребенке способности к оценочной деятельности
(принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных и самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т. д.). Каждый учитель должен понимать это и относиться к себе самокритично.
Учительская оценочная деятельность со своей стороны поощряет в ребенке стремление к успеху и предотвращает неудачи. Все это в образовательном и воспитательном процессе приводит к появлению содержательных оценок и упраздняет формальные отметки — цифровые, словесные или знаковые. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей, а два раза в год они подвергаются контрольным испытаниям.
Учитель не является проводником идеологии какой-либо партии, каких-либо догм — он несет детям свою высшую идеологию служения родине, человечеству. Он вместе с родителями отвечает за ребенка. Однако учитель — в отличие от родителей — еще и обучает ребенка своему предмету. Преподаватель дает ребенку путевку в жизнь.
Для учителя, стремящегося освоить идеи воспитания личности и реализовать их в своей практике, важны следующие рекомендации. Например, если по какой-либо причине педагог не может сразу ответить на вопрос, с которым к нему обращается ученик, необходимо объяснить причину откровенно, сказать, что ответ последует через несколько дней. Главное — не забыть выполнить обещание.
Приобщайте родителей к школьной жизни своих детей, приглашайте их руководить кружками, дежурить в школе, устраивайте с ними встречи детей. Пишите родителям письма, положительно оценивающие поступки ребенка, рассказывайте о его успехах в учении. Пишите по любому значительному поводу, достойному одобрения. Приглашайте родителей присутствовать на уроках в вашем классе. У них будет постепенно вырабатываться ответственность, повышенное внимание. Такие открытые уроки нужно проводить систематически, прививая детям дисциплину.
Сделайте урок аккумулятором жизни детей, цените, любите, принимайте и провожайте их на каждом уроке. Знакомьте детей с планом урока, с содержанием заданий, принимайте во внимание пожелания детей относительно содержания урока. Приглашайте детей быть соучастниками ваших педагогических поисков, просите высказывать свое мнение по поводу того или иного метода и задания, применяемых вами с целью проверки. Поощряйте детей ставить вопросы, приучайте их спрашивать, выражать собственное мнение, утверждать свою позицию. Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.
Преподаватель должен изучить психологию ребенка, уметь заинтересовать его своим предметом, учитывать его способности при проведении самостоятельной работы. Преподаватель готовит ученика к ответственности и обязательности, дает возможность развивать мысль, проявлять свои индивидуальные способности.
Пользуйтесь способом «допущения» ошибок, дайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие. Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении. Помогайте ребенку превзойти самого себя, не будьте категоричны в оценках. Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха. Задавайте детям домашние задания в ненавязчивой форме, разрешайте им задавать задания вам. Предлагайте детям задания для определения их предельных возможностей, дайте им возможность попробовать себя в решении заданий для последующих классов. Предложите детям вести вместе с вами урок — они лучше будут его усваивать.
Поощряйте детей подбирать учебный материал, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом. Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои пятиминутные уроки, помогайте им в проведении таких уроков. Обращайтесь к детям с просьбой помочь в составлении сложных задач и заданий, головоломок и ребусов. Применяя их на уроках, не забывайте указывать автора. У ребенка в подобных случаях лучше развивается мышление и память.
Проявляйте интерес к мнению детей о том, понравился ли им урок, прислушивайтесь к пожеланиям. Не бойтесь услышать о себе нелестные слова, примите их к сведению. Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока. Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины. Придавайте особое значение стараниям ребенка при выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал. Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача. Поощряйте при малейших успехах.
В своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого. Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, предоставляйте ему возможность оценивать свою работу вслух. Давайте свою оценку работы товарища, не останавливая его. Развивайте в детях уважение к произносимым словам.
Дети должны понять, что каждое слово — как стрела громогласная. Словом можно обидеть, а можно и вдохновить на большие успехи. Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом и с экспрессией. Звук, сильно воздействуя на психику ребенка, может расположить к учителю или, наоборот, оттолкнуть. Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения. Развивайте в себе великий дар терпения. Творческое терпение творит мощь, с каждым часом напрягающую действительность. Стремитесь к изящному выполнению своего долга, к тонкому участию в педагогическом процессе. Постоянно повышайте свою квалификацию, свой профессионализм.
Наши имена и отчества состоят из набора звуков, которые имеют различную высоту; их мы слышим множество раз со дня своего рождения. Неоднократно мы слышим и имена-отчества тех, с кем общаемся. Различные звуки по-разному воспринимаются нашим мозгом: одни звуки действуют на нас успокаивающе, а другие раздражают. В зависимости от этого и строится наше отношение к тому или другому собеседнику.
Многие замечали за собой, что речь некоторых людей воспринимается с трудом, трудно понять слова, которые они произносят. Тембр голоса таких людей не всеми воспринимается одинаково, некоторые звуки произносятся в тональности, не воспринимаемой отдельными личностями. Так происходит и со звучанием имен и отчеств. Все зависит от восприимчивости нашего мозга.