Использование критических субмодальностей в НЛП
В нейролингвистическом программировании для уничтожения, переоценки или изменения интенсивности воздействия чего-либо нестоящего и неприятного из нашего опыта используется очень простой прием - доведение субмодальностей воспоминания до критического уровня.
Наверное, когда вы «работали» с яркостью, вы обратили внимание на так называемый «пороговый феномен» - некое исключение из правила «чем больше яркость, тем интенсивнее чувство». Если вы увеличили эту яркость настолько, что она уничтожила все детали, и картинка стала ослепительно-белой, скорее всего ваши ощущения не увеличились, а просто исчезли.
Значит, вы достигли порога, критического уровня вашей субмодальности, за которым кодируемое ею ощущение просто-напросто прекратило свое существование. Это как воздушный шарик, который можно надувать только до определенного предела, а дальше он просто лопнет.
Итак, возьмите любое неприятное воспоминание и сделайте нижеописанное. Обратите внимание, что здесь к визуальным субмодальностям мы добавили еще и аудиаль-ные. И знайте, что здесь вы пользуетесь техникой списка критических субмодальностей (А. Экмана?) из материалов семинаров по НЛП ИГИСП.
Визуальный аспект
Сила света:
Увеличьте силу света до такого состояния, что «картинка» станет ослепительно белой. Или уменьшите ее так, что все окажется сплошь черным. Уменьшение силы света не всегда дает сильный эффект, но попробовать все же стоит.
Размер:
Увеличьте «картину» до такой степени, что становится невозможным понять, что это такое. Или уменьшите ее до полного исчезновения - иногда это приводит к полезным изменениям.
Цвет:
Усильте силу цвета до такой степени, что цвета сольются и различить какие-либо детали станет невозможным.
Скорость (если у вас не «картинка», а «фильм»): Увеличьте скорость настолько, что изображение станет совершенно размытым.
Расположение:
Поперемещайте картинку в пространстве - это тоже может вызвать желаемый эффект.
Ассоциирование/диссоциирование:
Если вы до сих пор видите картинку как бы из своих глаз (ассоциированно), «выйдите» из нее и посмотрите на себя со стороны. Дело в том, что, как вы уже знаете, изменение от ассоциированного состояния к диссоциированному может привести к устойчивому улучшению состояния. Этот прием можно с успехом применять для того, чтобы снизить интенсивность эмоций.
Перспектива:
Попробуйте использовать и менять различные перспективы, например, в такой последовательности: «перспекти-_ва лягушки» - «на уровне глаз» - «с птичьего полета».
Сверкание:
Внесите в картину блеск, солнечные блики, небольшие ярко сверкающие точки или «конфетти». Это может дать очень сильный эффект.
Эластичность:
Представьте, что картинка демонстрируется на эластичном экране и что середина его начинает втягиваться, уходить в противоположную от вас сторону, так что все формы становятся растянутыми, а затем внезапно верните изображению его первоначальную форму.
Аудиальный аспект
Звук:
Замените звуки на слова - это может привести к очень интересным результатам.
Громкость:
Усильте громкость настолько, что звук превратится в лишенный всякого смысла шум.
Слова/голос:
Измените «негативный» голос настолько, что он станет напоминать голос другого, очень приятного человека.
Высота тона:
Повысьте или понизьте тон, так что он превратится в писк или в низкий бас.
Скорость:
Увеличьте скорость настолько, что звук потеряет смысл - особенно хорошие результаты это дает со словами/с голосом.
Откуда:
Измените направленность звука от «изнутри» к «извне» - это может создать устойчивые изменения. Перемещение звука справа влево также может принести ощутимые и интересные результаты.
Механизм субмодальностного редактирования. Как вы думаете, что произойдет, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку», хотя в нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями аудиальными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно - это самое плохое станет, если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае - не плохим.
То есть перенос субмо-дальностных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым!
Очень надеюсь, что в результате всех предшествующих экспериментов этой главы вы поняли главное: изменение субмодальностей чего угодно приводит к видоизменению опыта, который они кодировали. И что направления этого самого изменения опыта требует знаний о характере воздействия на него соответствующих субмодальностей, для чего мы их и калибруем.
Но в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного (переживаний или опыта) существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного (опять-таки переживаний или опыта), А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное или непривлекательное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальност-ные характеристики «эталона» (то есть хорошего, правильного или привлекательного) и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными!
При этом - что существенно - нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!!