Учитель для ребенка
Излагать материал нужно простым языком: чем проще будет преподнесен материал, тем большее количество учеников его усвоит. Педагога не должны покидать искренняя любовь и преданность к ребенку, чувство глубокой ответственности за его судьбу, стремление к пониманию. Он должен постичь педагогические аксиомы и делать соответствующие выводы дляьсебя: личность воспитывается личностью; благородный человек воспитывается благородным человеком; любовь воспитывается любовью; доброта - добротой; сердце - сердцем и т. д. Это и есть путь к своей личности, к открытию своих педагогических дарований. Пусть учителя сопровождают вечные заповеди: ищи и найдешь; проси и дано будет; стучи и открыто будет.
Да - человеку, ведущему служение ради высших целей человечества, ради планетарной и космической эволюции, и ему должны быть созданы лучшие условия, чтобы он мог всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Нет - слуге общества, хотя он и удовлетворяет запросы общества. Учитель должен стремиться воспитать человека с государственным мышлением, способного участвовать в прогрессивных преобразованиях в государстве. К мыслям, к утверждениям, оценочным суждениям, отношениям детей надо относиться серьезно, с достоинством. Не каждый учитель умеет слушать своего ученика, не все способны понять ребенка и чаще всего - от нежелания воспринимать детей как равных себе.
Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваше утверждение и тогда, признав их правоту, выражайте им благодарность за то, что они не позволили вам углубиться в своем заблуждении.
Детям этично высказывать и доказывать свое мнение, обсуждать, предлагать. Поощряйте исследовательскую, поисковую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов. Вводите на занятиях мгновения молчания, когда малыши устремляют мысли к самому прекрасному. Такие мгновения могут вызывать искру сердечного огня.
Не следует ругать учеников и надо обязательно поощрять, хвалить за малейшие достижения при изучении предмета. Полезно размышлять вместе с учениками, заставлять их обдумывать свои ошибки, мыслить самостоятельно. Это поможет им мыслить аналитически, запоминать и все делать правильно.
Размышляйте вслух сами, показывая детям, как думать, искать решение задачи, обсуждать, оценивать. Чаще предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самих себе, о своих взаимоотношениях с окружающими людьми, об их отношении к нему.
Подчеркнуто высказывайте уважение к праву ребенка на тишину при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы. Можно самому писать вместе с детьми сочинения, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давать возможность высказывать свои оценочные суждения.
Призывайте детей самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные ими неточности в дальнейшем не принимайте за ошибки.
Задавайте детям на дом истории с вопросами - как поступили бы они на месте героев. Пусть дети называют себя героями и воспитывают в себе качества замечательных людей.
Не удаляйте ребенка от взрослого - он готов находиться под влиянием взрослых. Не ругайте его, если он не пытается выйти из-под этого влияния, ведет себя так, как ему хочется или даже противоположно требованиям взрослых. Ребенок не терпит запретов, не слушает наставлений.
Из-за тяги к взрослению в условиях непонимания и неприятия взрослыми этой страсти постоянно возникают конфликты. Запретительная педагогика, все меры наказания являются результатом пресечения тяги к взрослению и свободе. Понятно, что детям нельзя позволять все. Вседозволенность может губительно сказаться на их судьбе. Но необходимо понимать, что детей нельзя воспитывать во всезапрещающей атмосфере, нельзя постоянно «держать их в руках», заставлять и принуждать делать что-либо против воли.
Страсть к свободе есть состояние природы в ребенке.
Это природа продолжает в нем свой поиск, свое становление, ищет возможности для проявления своей многоликоеTM для достижения совершенства и безграничности. Это шалит не сам ребенок, а природа в ребенке, приготавливая свои силы для будущих полетов. Забота взрослых о ребенке скорее направлена не на содействие этим стараниям природы, а на притупление природной страсти к свободе.
Конечно, воля и права взрослых помогут подчинить ребенка своим требованиям и даже напугать его. Так возникает силовое и авторитарное воспитание в семье, так творится авторитарный педагогический процесс в школе, где больше принуждения, чем поощрений, больше запретов, чем разрешений, больше конфликтов и огорчений, чем сотрудничества и радостей.