Физиогномика и образование
знания, озарения сердцем и духом; стремление к благу с помощью знаний, стремление к углублению в знаниях; знания в виде высших законов природы Вселенной, гармонии; высшие творения разных видов искусства, образы человеческого общения, образы добромыс-лия, ясномыслия, благомыслия, ответственности за свои мысли; образы словесности и речи; образы расширенного сознания, образы целенаправленной деятельности; образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой.
Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворенные образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Образование в сфере физиогномики - это процесс обучения и воспитания, он пропитан возвышенными утонченными образами, питающими душу и сердце ребенка. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, устремленного по пути развития, взросления и свободы.
Образование - процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышенными, одухотворяющими плодами цивилизации. Образовательный процесс с помощью знаний внешних признаков личности пропитан так, как пропитано земное пространство воздухом. Он необходим для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для жизни того же ребенка.
В физиогномике следует воспользоваться понятием «просвещение». Оно принадлежит становлению духовной сферы человека. Просвещать - значит помогать человеку воспринимать мир расширенным сознанием, радоваться и восхищаться явлениями жизни.
Просвещение в физиогномике своим глубоким смыслом помогает раскрыть искусство, философию внешних форм и черт характера человека. Не обходится без таких постулатов, в которые надо верить, ибо невозможно их доказать научно. В педагогике как общественной форме мышления и деятельности людей доля научно обоснованных закономерностей, точных суждений и действий мизерна.
Проблема усугубляется тем, что учителя, ведущие педагогическую деятельность, не всегда вооружены полным набором научных знаний. В этой важнейшей сфере общественной жизни огромную роль играют творческий опыт, интуитивные решения, вековая мудрость. Они приобретают такую значимость для конкретного учителя, что он верит в потенциальные возможности ребенка.
Ребенок - это явление жизни, а не случайность. Он рождается потому, что должен родиться. Он как бы появляется на зов людей. Человек рождается для человека, люди нужны друг другу, нуждаются друг в друге. Они творят друг друга и самих себя.