Документы ленинградской блокады. М. Гордон. Вася Тёркин на фронте
Мы начали печатание стихотворных рассказов о Васе Теркине весной 1942 года, когда в Ленинграде был писатель А. А. Фадеев. Александр Александрович с интересом читал подготовленные к печати тексты этого своеобразного юмористического цикла. Он дал нам немало полезных советов, как улучшить его.
В истории печати, пожалуй, не было еще такого «раздвоения личности» литературного героя. Главу за главой писал поэму «Василий Теркин» Александр Твардовский. Ее читали на всех фронтах, по всей стране. Но и на страницах газеты «На страже Родины» всю войну был свой Теркин, принадлежащий перу многих авторов и очень популярный среди наших читателей.
На фронте острое словцо, злободневная карикатура, забавная песенка высоко ценились воинами. Когда началась Великая Отечественная война, в нашей редакционной почте появились письма бойцов, знавших бывалого солдата Василия Теркина, о котором часто писала «На страже Родины» в пору советско-финляндского военного конфликта. Авторы этих писем просили, а некоторые даже требовали возобновить печатание рассказов о Теркине. Иные читатели наивно спрашивали, где, на каком участке воюет Вася, нельзя ли организовать встречу с ним, беспокоились, не погиб ли он...
Словом, нам было ясно: Василий Теркин должен «воскреснуть» и чем скорее, тем лучше. О том, что Александр Твардовский один из создателей образа Теркина в нашей газете - пишет теперь поэму, где главный персонаж носит это имя, мы тогда еще не знали Это стало известно нам только спустя несколько месяцев, когда в газете Западного фронта «Красноармейская правда» Твардовский опубликовал первые главы поэмы. Но не могли же мы прекратить печатание своего «Василия Теркина»!
Первые после 1940 года вести о Теркине сообщил читателям Александр Прокофьев:
Ну, друзья, я здесь как дома. Здравствуй, славная семья! С Васей Теркиным знакомы? Вася Теркин - это я!
С легкой руки Александра Андреевича «Василий Теркин» вновь занял видное место в газете и быстро завоевал популярность. Веселые стихотворные рассказы о подвигах бывалого солдата, иллюстрированные художниками Борисом Лео и Борисом Семеновым, хорошо были приняты и в окопах у Колпина, и на батареях Пулкова, и в блиндажах Ораниенбаума. В жестоких боях наши люди не разучились смеяться, шутить, ценить остроумную шутку. Подбодрить, развеселить бойцов - вот что было вначале целью нашего героя. Но спустя некоторое время настражевский Теркин стал меняться. Стихотворные рассказы о его приключениях, по-прежнему занимательные, веселые, все больше и больше приобретали военно-прикладной характер. Бывалый воин стал учить солдат, как надо действовать в боевых условиях.