Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...

Ариф Сапаров. Дорога жизни

Ариф Сапаров. Дорога жизниСапаров. Дорога жизни

Вскоре после того, как замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, родилась идея постройки ледовой автомобильной трассы через Ладожское озеро, или Дороги жизни, как назвали ее ленинградцы.

Едва ли можно теперь установить, кому первому пришел в голову этот замысел. Идея Дороги жизни родилась в народе, сделавшись с самого начала коллективной. Подсказала ее нужда, как единственный практически осуществимый выход из бедственного положения, в котором очутился Ленинград.

Задумана была Дорога жизни смело, даже, пожалуй, отчаянно, с истинно русским революционным размахом. Ни масштабы этого удивительного предприятия, ни чрезвычайная срочность, с какой пришлось действовать, ни ужасающие трудности, вставшие во весь рост перед ее создателями, не имели себе равных в истории.

Дорога состояла из трех основных участков, как бы соперничавших друг с другом в великом разнообразии всяческих преград, сложностей и неразрешимых загадок.

Беря начало в Ленинграде, Дорога жизни должна была идти старинным большаком до берега Ладоги и там спускаться на озерный лед близ мыса Осиновец. Далее лежал самый рискованный и самый опасный участок - 30-километровая «ледянка», проходившая к тому же на виду вражеских огневых позиций. В селе Кобона на восточном берегу озера дорога вновь становилась на грунт. И тут начинался третий участок - к далекой железнодорожной станции Подборовье, по сплошному бездорожью и целине. После падения Тихвина, когда немцам удалось перерезать линию Вологда - Волховстрой, эта захолустная станция сделалась главной базой снабжения Ленинграда.

Такой выглядела Дорога жизни в проекте. Длина всего маршрута составляла триста восемь километров. Из них лишь пятая часть пути приходилась на более или менее пригодное шоссе. Всю остальную трассу нужно было создавать заново, причем создавать в сверхсрочном порядке.

Суровая действительность блокадной жизни не оставляла времени для раскачки - требовались немедленные действия. Военный совет фронта вынужден был вновь сократить хлебные нормы населению города и бойцам переднего края обороны. Однако и эти - в который раз уже сокращенные - нормы висели на волоске, потому что запас ржаной муки обеспечивал потребности ленинградцев всего на одну неделю. Голод подгонял.

 

18 мар 2010, 10:02
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.