Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Методы разведывательной работы партизан

Методы разведывательной работы партизан

Методы разведывательной работы партизанГлавным и основным методом разведывательной работы партизан являлся сбор сведений о противнике партизанской агентурой из местного населения, проникавшей по заданию партизан и подпольных организаций на заводы, фабрики, депо, станции железных дорог, пристани, телеграфы, теле­фонные станции, аэродромы, базы, склады, в учреждения врага, в личную охрану должностных лиц, в школы, поли­цию, гестапо, штабы врага.

Партизанские разведчики проникали во все структуры военного, политического, административного и хозяйствен­ного аппарата захватчиков. Даже в воинских частях, разве­дывательных и контрразведывательных органах, дешифро­вальных пунктах и т. п. работало значительное число агентов партизан и подпольных организаций из числа советских граждан и немецких солдат.

Преданные Советской Родине агенты, действовавшие по поручению подпольных организаций и партизанских отрядов в самом логове врага, были главным источником огромной и ценнейшей разведывательной информации.

Партизанские бригады и отряды имели в городах, на пред­приятиях, в оккупационных учреждениях и крупных гарни­зонах противника десятки тысяч агентов. В разведывательной работе партизан участвовали сотни тысяч граждан, проживав­ших на оккупированных территориях.

О размахе работы и расстановке агентурно-осведомитель-ной сети в тылу у немцев можно судить на примере любого партизанского соединения или отряда.

Минское соединение В. И. Козлова охватывало своей аген-рной сетью более 500 местечек и крупных населенных пун-тов и городов Минской, Могилевской и Полесской областей, асположенных на важных железнодорожных и шоссейных оммуникациях, в том числе Минск- Слуцк- Бобруйск - Дзержинск - Старые Дороги - Негорелое - Осиповичи и другие, где в общей сложности насчитывалось 2192 агента и осведомителя.

Барановичское соединение Чернышева охватывало своей агентурно-осведомительной сетью до 30 городов, местечек и крупных населенных пунктов на важных железнодорожных узлах и магистралях, в том числе Барановичи - Лида - Новогрудок - Столбцы и другие, в общей сложности насчи­тывавшие 582 разведчика и осведомителя.

В Минске работало не менее 6500 агентов от разных бри­гад, отрядов и разведывательных групп, окружавших город, а также разведчики городской подпольной организации.

Огромную разведывательную сеть имели брянские парти­заны. Наибольшую сеть имела бригада т. Дуки, имевшая в Брянске более 600 агентов.

Разветвленной и сильной являлась разведывательная сеть Ковпака, достигавшая Киева и Ковеля. Сеть смоленских партизан обслуживала Смоленск, Ярцево, Вязьму, Рославль и другие города.

Ни один важный военный или административный и про­мышленный объект, где бы он ни располагался на оккупи­рованной территории, не мог уйти из поля зрения партизан­ской разведки. Партизанские агенты следили за каждым ша­гом немцев.

Многие разведчики погибли в застенках гестапо и казема­тах гитлеровской разведки и контрразведки и часто неизвест­ны их имена и героические подвиги. Память о них является святой и не померкнет в веках.

Партизанские разведчики умели наблюдать, слушать и проникать всюду. Немецкие захватчики часто выражали удив­ление, каким образом партизаны ухитрялись узнавать то, что говорилось при закрытых дверях в избранных аудиториях.

Немцам не часто удавалось проводить собрание, на кото­ром бы не присутствовал партизанский агент.

559-я полевая комендатура в директиве от 10 августа 1943 г указывала: «Снова констатируется тот факт, что в немецких уч­реждениях, районных комендатурах, сельскохозяйственных уп­равлениях и т. д. русские переводчики сидят в комнатах началь­ников этих учреждений или в отделенных от них лишь тонкими стенками. Таким образом, они знают обо всех телефонных пе­реговорах и вообще обо всем, происходящем в учреждении».

В Витебске в 1942 г. агент партизанской разведки присут­ствовал на всех совещаниях местных властей и органов по­лиции, обсуждавших вопросы борьбы с партизанами.

Важное значение в разведке партизан имели агенты, завер­бованные из неприятельской среды. Эта агентура служила часто источником таких разведывательных данных, которые вряд ли можно было бы получить другим путем.

Партизанской разведкой было завербовано значительное число агентов из солдат и офицеров германских воинских частей, а также в воинских частях и учреждениях словаков, французов, венгров, румын, болгар, итальянцев и т.д.

Для примера можно указать лишь некоторые факты.

Сотрудничавший с партизанами немецкий офицер Т., за­нимавший важный пост в оккупационной администрации, на другой день после уничтожения гауляйтера Кубе предупредил работников подполья, с которыми был связан, о предстоящих ночью массовых арестах и репрессиях, посоветовал уезжать им немедленно из Минска с семьями, выдал множество ох­ранных свидетельств и пропусков.

102-й словацкий полк, дислоцировавшийся на участке железной дороги Житковичи - Мозырь, подвергался усилен­ной обработке нашей разведкой, в результате в полку было завербовано до 50 человек агентов-осведомителей, в том чис­ле ряд офицеров полка. Впоследствии весь полк вместе с офицерами, взорвав объекты порученной ему охраны, пере­шел на сторону украинских и белорусских партизан.

Выдающееся значение имела работа на партизан 2 курье­ров из германского генерального штаба, 6 сотрудников из германских штабов по борьбе с партизанами, многих сотруд­ников германской администрации в Минске, Могилеве, Боб­руйске, Барановичах и других местах, сотрудника дешифро­вального отдела в Пскове, сотрудников германской контрраз­ведки и других агентов.

Центральному штабу партизанского движения были извест­ны 194 агента из числа неприятельских солдат и офицеров, ра­ботавших с белорусскими и украинскими партизанами. Впол­не очевидно, что немало таких агентов остались неизвестными.

Опыт войны показал, что военнопленные и перебежчики являются источником ценнейшей разведывательной инфор­мации, часто оперативного и стратегического значения.

За годы Великой Отечественной войны партизаны Белорус­сии захватили в плен 23 128 немецких солдат, офицеров и ге­нералов. Партизаны захватывали пленных в боях, в засадах, у железнодорожных станций, отставших от колонн пеших, кон­ных и мотоциклистов, привозили их из городов и сел и т. д.

Пленные допрашивались в партизанских отрядах и брига­дах, а полученные от них данные использовались в боевой деятельности партизан и немедленно передавались в штабы партизанского движения, которые информировали заинтере­сованные организации.

Значительное количество пленных, интересовавших коман­дование Красной Армии, было доставлено из расположения партизан самолетами через линию фронта и передано органам -Красной Армии. Были переданы захваченные в плен парти­занами генерал-майор Клаус Мюллер-Бюллов, генерал-майор Иохим Энгель, полковник Георг Раух, подполковник Забель Вольф, офицеры германской армии и германского воздушно­го флота Шмидт, Каниг, Баер, заместитель командира 310-й ко­манды абвера Рааб Ганс, начальник разведывательной школы, известный немецкий разведчик барон фон Файт.

Они дали ценные показания о деятельности германской разведки и контрразведки против Красной Армии. Были пе­реданы также захваченные партизанами на оккупированной территории изменники, служившие в гестапо, - бывший ге­нерал-майор Богданов и генерал-майор Будыхо.

1 сентября 1943 г. на Алтуховском шоссе в районе Брянска из засады, устроенной группой партизанской бригады «За Родину» под руководством заместителя командира бригады по разведке Ковалева, были убиты командир 442-й пехотной дивизии особого назначения генерал-лейтенант Карл Борне-ман и сопровождавшие его штабные офицеры и охранники. Адъютант генерала Борнемана был взят живым. При этом были захвачены исключительной ценности оперативные до­кументы. Среди них карта обстановки всего Брянского фрон­та с указанием номеров действующих соединений, разгран-линий между ними, с нанесенным на карту расположением тыловых частей и штабов. Эти сведения имели исключитель­но большое значение. Были захвачены последние бюллетени германского генштаба и разные другие документы.


18 мар 2010, 10:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.