Панов. Стража на скалах. Военный рассказ
Когда началась война, Андрей Котенев служил на морском посту рядом с самой границей.
- Товарищ Котенев,-сообщил по телефону взволнованный голос командира соседнего подразделения. - Получено сообщение - фашисты перешли нашу границу!
- Что-то не верится, чтоб посмели, - удивленно сказал Котенев.- Но если так - воевать будем!
Торопливо включил он радиоприемник и услышал слова речи товарища Молотова о нападении гитлеровцев на Советский Союз.
Домик того поста тоже стоял на скалистой вершине, откуда было ясно видно, как немецкие самолеты пытаются прорваться к Мурманску. С этой минуты не переставало работать радио поста, сообщая о передвижениях врага. На третий день войны два бомбардировщика Ю-38 внезапно вывалились из-за скал и легли на боевой курс к радиорубке.
Котенев схватил пулемет Дегтярева, открыл стрельбу из-за большой гранитной глыбы. Бронебойных пуль у него еще не было, но все же он попытался отбить налет. Из рубки слышался писк аппарата - радист Чубенко передавал очередную радиограмму в штаб.
Длинной пулеметной очередью Котенев заставил самолет сойти с боевого курса.
Но второй «юнкере» дал две пулеметные очереди по рубке. Он пронесся за скалы, возвращался, снова ложась на боевой курс, теперь уже как будто в сторону камня, из-за которого вел огонь старшина. Котенев мельком подумал - белая летняя бескозырка демаскирует его, выделяясь на фоне темных скал.
Но он не сбросил бескозырку. Очень ясно запомнил он продолговатый корпус самолета, с черным четким крестом на фюзеляже. Стреляя, Котенев сжался под камнем, и самолет снова С ревом исчез за скалами.
Старшина вбежал в рубку. Чубенко склонился у передатчика, работая одной рукой, рукав другой руки намок кровью, кровь капала на стол, но Чубенко продолжал работать.
Несколько недель спустя Котенева выделили для нового ответственного дела.
Нужно было открыть морской пост на новом месте - на безлюдных, почти неприступных по крутизне береговых скалах.
Прежде всего Котенев один ушел в разведку, в местоположение будущего поста.
На океанском берегу было безлюдно и дико, почти от самой воды вздымались отвесные сойки, поросшие у подножья густым пожелтелым ивняком. Вдали не смолкал гул орудийных залпов и бомбовых разрывов. Высота, убегающая вверх, казалась головокружительно-огромной. Но на верхних горизонтах именно этой высоты предполагалось открыть пост.
«Неужто гора с облаками сходится? полушутливо подумал Котенев.- Сорвешься оттуда голова пополам!»- и стал карабкаться наверх - обследовать сопку.
- Есть возможность открыть там пост? спросили его по возвращении в базу.
- Трудности, конечно, будут, но сказать «невозможно» - преступление! - коротко ответил старшина и, приняв командование, раздобыв понтон, отправился к месту назначения.