Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Михаил Брагин. Неприступное небо столицы

Михаил Брагин. Неприступное небо столицы

Михаил Брагин. Неприступное небо столицыФальсификаторы истории пишут, что Гитлер совершил роковую ошибку, отказавшись и июле августе от продолжении наступления на Москву, повернув часть сил группы «Центр» в тыл Юго-Западному фронту, действовавшему на Киевском направлении. А между тем совершенно ясно, что Гитлер не отказывался от наступления па Москву, но его к ней по земле не пускали.

Тогда он предпринял свое воздушное наступление на советскую столицу. И, лишь получив решительный отпор в московском небе, решил повернуть на юг, на Киев. Если бы Гитлер ставил первейшей своей задачей захват Киева, он бросил бы в июле армаду бомбардировщиков на столицу Украины, а не на Москву. Но он рвался прежде всего из района восточнее Смоленска, где его остановили, к Москве.

Директива Гитлера № 34 от 30.7.41 г. так и ставила задачу: «Продолжать воздушное наступление на Москву».

Большая опасность угрожала небу Москвы. На аэродромы центрального направления слетались стаи немецких бомбардировщиков. Здесь появились особая авиагруппа «Москва», эскадры «Орлиная», «Львиная», эскадрильи «Гриф», «Кондор», «Летающие акулы» с нарисованными на передней части фюзеляжей оскаленными челюстями, с эмблемами «Мертвая голова» и всеми тузами из карточной колоды. Нее это должно было устрашать русских.

За штурвалами немецких самолетов находились самые опытные летчики, лидерами в боевых строях шли майоры, полковники. Они хозяйничали над столицами Европы, высаживали десанты в Бельгии, Голландии, на острове Крит. Они считали себя непобедимыми, всесильными. Им обещали после налетов на Москву новые награды и чипы.

Гитлер стремился налетами авиации не только сжечь Москву, истребить ее население. Москва была его главной стратегической целью. И первейшей задачей советской стратегии было Москву отстоять.

К началу Великой Отечественной войны в Москве был сформирован 1-й корпус ПВО, в который вошли шесть зенитных артиллерийских полков, один зенитный пулеметный полк, два полка аэростатов заграждения, два прожекторных полка и два полка ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения, связи).

Его вооружение составляли: 548 пушек среднего калибра, 100 счетверенных установок зенитных пулеметов 7,62 калибра, 318 прожекторных станций, 68 аэростатов заграждения, 580 постов ВНОС, 3 радиотехнических станции обнаружения. Командиром корпуса был назначен опытный, решительный артиллерист II. А. Журавлев.

Вместе с 1-м корпусом ПВО Москву защищал 6-й истребительный авиационный корпус под командованием полковника И. Д. Климова, а с ноября 1941 года - полковника А. И. Митенкова. В Прикрытии Москвы участвовали также военно-воздушные силы Московского военного округа, которым командовал полковник Н. А. Сбытое, дальнебомбардировочная авиация и авиачасти Западного, Юго-Западного, Калининского фронтов. Руководство Московской зоной ПВО осуществлял генерал М. С. Громадин.

Со дня фашистского вторжения 22 июня до первого налета на Москву 22 июля прошел месяц. Неоценимая, незабываемая заслуга фронтов, сражавшихся в первые недели войны между границей и землей Смоленской, состоит в том, что они сковали, задержали группу армий «Центр», вынудили Гитлера продолжать Смоленскую битву главными силами наземных войск и авиацией. У врага был вырван месяц, в течение которого шла интенсивная подготовка и совершенствование противовоздушной обороны Москвы.

Центральный Комитет Коммунистической партии, Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Командования верно определили, что Москва равна фронту огромного стратегического значения, и всемерно укрепляли ее оборону. С Дальнего Востока и Кавказа, из Средней Азии и Сибири в Москву стягивались лучшие авиационные полки истребителей, и к первому налету противника их стало уже не одиннадцать, а тридцать. Лучшие зенитно-артиллерийские полки перебрасывались к Москве.

Достаточно сказать, что даже с такого ответственного объекта, как Баку, был переброшен 193-й зенитно-артиллерийский полк. Это был старейший полк, ведущий свою родословную от Путиловского стального зенитного бронепоезда, и В. И. Ленин приезжал в заводской цех помогать путиловцам его создавать. К июлю 1941 года этот полк под командованием подполковника М. Г. Кикнадзе стал на огненные позиции у Кунцева, прикрыв центральное направление на Москву с запада.

К первому налету фашистов на советскую столицу к защите были готовы уже 1044 орудия и 1300 самолетов-истребителей. Стоит сравнить с тем, что Лондон защищали 452 орудия и 336 самолетов, а ПВО Берлина в разгар налетов на него имели 724 орудия и (ИИ) истребителей.

Сила обороны Москвы заключалась не только в орудиях и самолетах, но и в зенитчиках, и в летчиках.

Словом, ко дню первого налета фашистов на Москву сложилась и окрепла четкая, мобильная система ПВО столицы, в основу которой был положен принцип круговой обороны с усилием наиболее опасных направлений - западного и юго-западного.

Первыми обнаруживали противника подразделения ВНОС, расположенные в 250 километрах от Москвы, и немедленно доносили на главный пост. Последний имел прямую связь с главными постами ВНОС Северной, Северо-Западной, Западной, Киевской и Южной зон ПВО. К началу налетов на Москву было развернуто 702 поста. Полки 6-го истребительного авиакорпуса располагались на аэродромах в радиусе 100-120, а часть полков - 180-360 километров.

Зенитная артиллерия среднего калибра и зенитные пулеметы усиливали оборону вокзалов, электростанций, аэродромов и станций водоснабжения, заводов и Кремля. Москва была опоясана сплошным кольцом световых прожекторных полей; попавшие в них самолеты подвергались атакам наших истребителей или обстрелу зенитных орудий. Аэростаты заграждения вынуждали немецких летчиков подниматься выше, что снижало точность бомбометания.

Воздушный фронт московской ПВО был громаден, охватывал столичную и прилегающие к ней области - Ярославскую, Калининскую, Смоленскую, Тульскую, Рязанскую, Горьковскую- территорию, равную большому государству с многомиллионным населением. Воздушные бои велись над Рыбинском, Ржевом, Калинином, Ярославлем, Вязьмой, Гжатском, Калугой, Тулой, Мценском, Рязанью, Серпуховом и Подольском.

Огромно было количество задач, которые пришлось решать силам ПВО. Они прикрывали тысячи предприятий и электростанций, железнодорожные объекты, мосты и дамбы, канал Москва - Волга, склады, аэродромы, штабы, правительственные здания и очаги культуры, обеспечивали выгрузку и сосредоточение войск.

На ПВО возлагались огромные задачи. Так, командование 6-го авиационного корпуса специальными распоряжениями ставило задачу 562-му авиаполку не допустить противника к Москве и под личную ответственность командира полка прикрыть Каширскую электростанцию; 171-му авиаполку под личную ответственность командира полка не допустить противника к Шатуре; 16-му авиаполку под личную ответственность командира полка прикрыть завод Электросталь; 27-му авиаполку под личную ответственность командира полка прикрыть мост Октябрьской железной дороги, плотины и шлюзы на канале Москва- Волга. 11-му авиаполку под личную ответственность командира полка прикрыть город Можайск (в этом тихом городке шла выгрузка резервов для Западного фронта).

Сила противовоздушной обороны Москвы заключалась в москвичах.

2 июля вышло постановление Государственного Комитета Обороны о развертывании сил и средств местной противовоздушной обороны. Московская партийная организация обратилась к населению с призывом: «Враг хочет разрушить нашу столицу - все на ее защиту!» Всеобщий подъем народа Москвы - от мала до велика - стал ответом на этот призыв. Народная сила политически, организационно мобилизовывалась, объединялась, направлялась партийным руководством, Московским комитетом партии.

После решений ЦК и МК ВКП(б) райкомы собрали представителей предприятий - от заводов до небольших артелей, начальников жилищных управлений, комендантов общежитий, практически решая поставленные обстановкой задачи. Партийные организации находили опору в советских и профсоюзных организациях, в комсомоле и Осоавиахиме, в обществе Красного Креста, в учреждениях культуры. Вся мощь столичной промышленности и городского хозяйства, транспорт, медицина призывались на помощь местной противовоздушной обороне.

Двести двадцать пять тысяч москвичей, не считая школьников-подростков (их, к сожалению, не учитывали), составили тринадцать тысяч групп самозащиты. В группу входили звенья: пожарные, медико-санитарные, аварийно-восстановительные, дегазации, убежищ, охраны порядка, наблюдения. Это последнее звено должно было «засекать», куда упали бомбы, где загорелось, где нужна экстренная помощь...

Мощные команды МПВО создавались па заводах. Формировались батальоны, полки для срочного восстановления газовой и электросети, водопровода и канализации, дорог и мостов. По инициативе комсомола постановлением Моссовета был сформирован пятитысячный молодежный противопожарный полк в составе шестнадцати рот (по числу районов столицы), которые перебрасывались на участки наибольшей опасности. Командиром полка был назначен начальник пожарной охраны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки Клементий Кричеверов, комиссаром - комсомольский работник Василий Широков.

В состав полка включались школьники старших классов, их обучали пожарному делу, одновременно готовили к фронтовой службе и к партизанской борьбе. Создавалась женская пожарная команда. Ею руководила Валентина Леонова. Основной задачей команды была профилактика загораний, осмотр зданий, проверка чердаков, наблюдение за светомаскировкой, обучение населения, а также и тушение пожаров.

На специальных курсах шла ускоренная подготовка руководителей местной противовоздушной обороны. Выделялись подвижные группы руководящего состава, быстро появлявшиеся там, где требовалось участие масс в борьбе с пожарами.

18 мар 2010, 10:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.