Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Рассказ. Франсуа де Жоффр: асы «Нормандии»

Рассказ. Франсуа де Жоффр: асы «Нормандии»

Рассказ. Франсуа де Жоффр:  асы «Нормандии»На одной из улиц Алжира я встретил моего старого друга Фельдзера. Он с восхищением рассказывал о летчиках группы «Нормандия» и отличных истребителях Як. Решили вместе просить командование разрешить участвовать в героической борьбе советского народа против общего врага. Нашим девизом было: «Сражаться повсюду, где сражаются»; французский флаг должен развеваться на всех полях сражений с фашистской Германией...

И вот наступило прекрасное лучезарное утро, когда мне была вручена телеграмма-приказ:

«Адрес получателя: авиационная база Марракеш, командиру базы.

Адрес отправителя: Главное командование военно-воздушных сил, Алжир.

Приказано летчику-сержанту де Жоффру в кратчайший срок выехать в Алжир, откуда он будет направлен в СССР для прохождения дальнейшей службы в составе группы «Нормандия».

...В 1942 году генерал де Голль получил согласие маршала Сталина на активное участие французских летчиков в боях на русском фронте, плечом к плечу с Красной Армией. Договорились о том, что правительство СССР безвозмездно предоставит необходимую военную технику и возьмет на себя снабжение всем необходимым. Так родилась 3-я истребительная группа, которая продолжила славные дела своих предшественников - эскадрилий «Эльзас» и «Иль-де-Франс».

Майор Пуликэн с авиабазы Раяк, которому в дальнейшем была вверена ее судьба, выбрал имя «Нормандия», а трем эскадрильям, входившим в ее состав, дали названия трех главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур». Эмблемой группы был избран герб Нормандии - два льва с золотой пастью. В числе первых летчиков, зачисленных в «Нормандию», были лейтенанты Прециози, Познанский, Дервиль, Колэн, Луше, Лаффон.

Франсуа де Жоффр-лейтенант, кавалер советских орденов Красного Знамени и Отечественной войны I степени, бывший летчик-истребитель полка « Нормандия - Неман».

С Британских островов прибыла группа так называемых «англичан», и среди них Альбер, Дюран и Лефевр - знаменитое трио беглецов из Орана. Во время тренировочного полета на самолетах «Девуатин-520» они инсценировали атаку неприятеля и на глазах обалдевших от изумления офицеров исчезли в направлении Гибралтара.

Зенитная артиллерия крепости встретила их самолеты бешеным огнем. Лефевр был вынужден совершить посадку на испанской территории, откуда взлететь ему удалось только благодаря поистине акробатическому маневру, который вызвал восхищение у всех. Прибытие этих «трех мушкетеров» вызвало сенсацию в наших рядах. Альбер (впоследствии знаменитый «капитан Альбер») являлся одной из наиболее видных фигур французских воздушных сил. Ученик-подмастерье, механик на заводах Рено в прошлом, этот человек стал фанатиком авиации...

Он был душой «Нормандии» и внес большую лепту в славные дела полка. Из других летчиков я хотел бы назвать капитана Риссо, которому удалось бежать из Испании на Средний Восток, устроившись грузчиком на грузовом судне, и особенно Пуйяда, бывшего нашим командиром в течение большей части русской кампании. Это был настоящий бунтарь в лучшем смысле слова. Воспитаник Сен-Сира1, он не мог смириться с поражением Франции. Пуйяд признавал только победу или смерть...

Рассказы о Пуйяде - значит говорить о всех, кто входил в состав полка «Нормандия - Неман». Это значит говорить о тех, кто спешил в Россию из различных уголков земного шара, чтобы присоединиться к этому необыкновенному полку, который на протяжении более трех лет давал возможность французскому трехцветному флагу быть представленным в победах Советских Вооруженных Сил.

Это значит говорить о Бертране, Ирибарне, асе Лемаре, отчаянном храбреце Карбоне, Андре, Мерцизене, Казаневе, Марши, Фельдзере, Сейне, Сен-Марсо, Фалетане и Сен-Фалле, о Кюффо, Амарже, Мартэне, Пенверне и многих других, таких, как Перрэн, Кастэн и капитан Дельфино, о всех этих асах, сбивших за войну до пятнадцати вражеских самолетов каждый.

Они были первыми солдатами «Нормандии - Неман»... Раннее утро 28 ноября. Строй добровольцев «Нормандии» на аэродроме. Неподалеку - три советских транспортных самолета. Мы не сводим с них глаз. Ведь впервые перед нами на крыльях, фюзеляже и хвостовом оперении знаменитая пятиконечная красная звезда. Никто из французских летчиков еще не знает, что самолеты, на которых им придется летать, также будут иметь пятиконечную красную звезду на фюзеляже и, кроме того, носовая часть их будет окрашена в цвета французского флага.

Посадка. Закрыты двери, запущены моторы, самолеты выруливают на взлетную полосу. И вот они в воздухе... Летим уже более шести часов. До Москвы совсем немного. Плотные слоистые облака закрывают землю. Если раньше можно было с трудом что-либо различить, то теперь совсем ничего не видно. Внезапно моторы меняют режим работы, снижаемся, пробиваем облака, и нашему взору открывается Москва. Вот Кремль, вот Москва-река под ледяным покровом, лес заводских труб.

Короткая остановка в аэропорту, и снова в путь - на аэродром в Иваново, отведенный для нашего обучения и тренировки. От Москвы до Иванова всего час полета. Там должны собраться все добровольцы «Нормандии». Два других самолета прибудут несколько позже. Они были вынуждены сделать небольшой крюк и совершить первую посадку в Уральске и Куйбышеве.

В нашем распоряжении три месяца для освоения советской техники. А потом - в бой... Сейчас будет дана команда к взлету. Застыв около своих машин, ждут приказа Альбер, Риссо, Дюран, Лефевр, Ля Пуап, Литольф, Кастелэн, Бегэн, Майе и другие. Они в шлемах, унтах, с планшетами через плечо и пистолетами ТТ у пояса. Приказ будет означать конец обучения и начало серьезного дела.

Наступает ответственная минута. Внимание! В небо взлетает ракета. Ревут моторы четырнадцати Яков. Они трогаются с места, несутся по снежному полю и безукоризненно взлетают, звено за звеном. Погода прекрасная. Чувствуем себя превосходно. Курс прокладывать не надо: впереди вместо штурмана идет русский бомбардировщик Пе-2.

Через час благополучно приземляемся на аэродроме в двадцати километрах от Калуги, где нас встречает генерал Худяков, командующий 1-й воздушной армией, в составе которой будет воевать «Нормандия».

Знакомимся со своими фронтовыми квартирами - подземными убежищами, выложенными сосновыми бревнами. Их здесь называют землянками. Внутри тепло. Вместо кроватей - деревянные нары.

 - Конечно,-замечает Ля Пуап,-это не отель «Риц».

Однако, коллеги, не забывайте, что фронт от нас максимум в тридцати километрах. Комфорта маловато, но, по крайней мере, мы в укрытии. Кому как, а мне нравится.

Капитан Литольф собирает командиров звеньев. Первое задание: двенадцать Яков под командованием майора Тюляна (ведомые по-прежнему Пе-2) должны пролететь над участком фронта от Сухиничей до Калуги. Цель - усвоить ориентиры: дороги, леса и так далее.

На следующий день такое же задание. Но при возвращении приходится действовать самостоятельно, уже без «штурманов»...

18 мар 2010, 10:02
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.