Из сообщений Совинформбюро
Днем 2 июня немецкая авиация крупными силами произвела пять налетов на железнодорожный узел и город Курск. В этих налетах участвовало до 500 самолетов противника. Некоторое число немецких самолетов прорвалось к городу и беспорядочно сброшенными бомбами нанесло материальный ущерб.Есть жертвы.
Перешедший на сторону Красной Армии солдат 161-й немецкой пехотной дивизии Конрад В. рассказал: «В нашей роте есть небольшая группа солдат, мечтающих о звании унтер-офицера. Для этих карьеристов война стала профессией. Они надеются пограбить, нажиться и разбогатеть. Остальные,солдаты с тревогой и напряжением ждут предстоящих сражений. Мои товарищи настроены очень мрачно. Один из них говорил мне: «Под Сталинградом русские устроили нам громадный «котел», в котором погибла армия фельдмаршала Паулюса. Германия уже наполовину проиграла войну. Мне бы не хотелось заплатить своей шкурой за этот проигрыш». Удручающе действуют на солдат письма о бомбардировке городов Германии».
6 июня, вечернее сообщение
В районе Белгорода немцы атаковали боевое охранение Некой части. В ожесточенной рукопашной схватке наши бойцы истребили 60 гитлеровцев и отбросили противника. В воздушном бою наши летчики сбили 6 самолетов, из них 2 бомбардировщика уничтожил Герой Советского Союза гвардии младший лейтенант т. Новиков.
Пленный радист-стрелок самолета «Юнкерс-87» унтер-офицер 4-го отряда 2-й группы 1-й немецкой бомбардировочной эскадрильи Рихард Хегерман рассказал: «До апреля 1943 года я находился во Франции. В Россию прибыл недавно и успел совершить только три вылета. При налете на Курск 4-й отряд потерял все самолеты. Я летал над Францией и не раз участвовал в воздушных сражениях, но таких боев, какие разгорелись под Курском, мне еще не приходилось видеть. На подступах к городу нас встретили русские истребители, атаковали и сбили один за другим все наши самолеты. Другие отряды 2-й группы тоже понесли большие потери.
Во время налетов на наш аэродром русские летчики действовали очень смело. Например, 6 мая они, несмотря на мощный зенитный огонь, сбросили все бомбы, уничтожили на земле 11 самолетов. При этом налете русские потеряли два самолета, а германское информационное бюро в сводке сообщило, что русские потеряли 51 самолет. В связи с этим случаем мы еще раз убедились в том, что немецкие сводки беззастенчиво врут».
8 июня, утреннее сообщение
Партизанский отряд «Смерть немецким оккупантам», действующий в Орловской области, в течение нескольких дней вел ожесточенные бои с противником. Гитлеровцы бросили против партизан крупные силы пехоты, артиллерии, танки и бронемашины. Все попытки немецких оккупантов окружить и уничтожить партизан провалились. Советские патриоты наносили противнику внезапные удары и умело уходили от преследования. В результате боев убито и ранено свыше батальона гитлеровцев.
10 июня, утреннее сообщение
В районе Белгорода разведывательный отряд Н-ской части, действуя под прикрытием артиллерийского огня, выбил немцев из небольшого населенного пункта. Разрушено 2 вражеских дзота и уничтожено до 40 солдат противника.
12 июня, утреннее сообщение
В районе Белгорода артиллеристы Н-ской части за последние дни истребили более роты немецкой пехоты, разрушили 18 блиндажей и подавили огонь 3 артиллерийских батарей противника.
13 июня, утреннее сообщение
Северо-западнее Мценска наши разведывательные отряды внезапным ударом выбили противника из четырех населенных пунктов. Немцы, пытаясь восстановить положение, предприняли несколько ожесточенных контратак, но каждый раз отбрасывались обратно. Наши подразделения удерживали занятые населенные пункты. В результате боев на этом участке уничтожено 9 артиллерийских и минометных батарей, подбито и сожжено 8 танков и убито до 300 немецких солдат и офицеров. Кроме того, огнем из пехотных орудий сбито 3 вражеских самолета. Нашими бойцами захвачено у немцев 20 пулеметов, два склада боеприпасов и продовольственный склад. Взяты пленные.
14 июня, утреннее сообщение
Перешедший на сторону Красной Армии старший капрал испанской дивизии Франциско Б. рассказал: «В феврале дивизия понесла тяжелые потери. С тех пор все солдаты живут в постоянной тревоге. Они считают, что военное положение Германии резко ухудшилось, и стремятся, пока не поздно, вырваться из России. Недавно в состав дивизии влился 22-й маршевый батальон. Прибывшие офицеры открыто возмущаются тем, что их против воли послали в Россию. Один лейтенант еще в Германии отбился от эшелона и где-то застрял. Группа солдат дезертировала по дороге на фронт. Около 30 человек из этого батальона были признаны неблагонадежными и отправлены обратно в Испанию».
15 июня, утреннее сообщение
В районе Жиздры противник силою до батальона пытался вести разведку боем. Вначале гитлеровцам удалось потеснить наше боевое охранение и ворваться в передние траншеи. Бойцы Н-ской части вышибли немцев из траншей и полностью восстановили положение. В этом бою уничтожено до 160 солдат и офицеров противника.
Перешедший на сторону Красной Армии солдат 21-й немецкой авиапехотной дивизии Вальтер 3. рассказал: «Положение в Германии резко ухудшилось. Поражения немецких войск на Восточном фронте и в Северной Африке породили у многих немцев неверие в победу Германии. Немецкие газеты усердно расписывают укрепления, возведенные Германией в оккупированных странах.
Однако никто не верит в эту шумиху и все с тревогой ждут надвигающихся событий. В связи с участившимися налетами англо-американской авиации на германские города население начинает выражать недовольство войной. В Эссене после одного налета произошли волнения. Многолюдная толпа разгромила помещение бюро труда. Уничтожены все списки, карточки и документы. Тем самым была сорвана мобилизация нескольких тысяч жителей на работу в военную промышленность. В апреле и мае гестапо произвело в Берлине, Эссене и других городах, массовые аресты».
16 июня, вечернее сообщение
Северо-западнее Мценска противник не прекращает попыток вернуть потерянные недавно позиции и вводит в бой свежие подразделения. В течение дня немцы два раза переходили в атаки, но были отброшены и больше активности не проявляли. В результате боев на этом участке противник понес тяжелые потери в живой силе и технике.
В районе Белгорода батальон немецкой пехоты пытался захватить высоту и рощу, которые обороняло подразделение старшего лейтенанта т. Глобец. Несмотря на численное превосходство противника, наши бойцы отбили атаку гитлеровцев. В результате боя уничтожено до 120 немецких солдат и офицеров. Захвачено 8 пулеметов, 70 винтовок и другое вооружение.
17 июня, вечернее сообщение
Северо-западнее Мценска противник подтягивал резервы и активности не Проявлял. За несколько дней боев на этом участке немцы потеряли только убитыми более 2000 солдат и офицеров. Нашими подразделениями подбито и сожжено 18 вражеских танков, уничтожено 12 орудий, 18 минометов... свыше 40 пулеметов. В воздушных боях и огнем пехотных орудий сбито 15 немецких самолетов. Наши подразделения захватили трофеи и пленных.
В районе Белгорода наши снайперы и разведывательные группы истребили до роты гитлеровцев. Огнем артиллерии разрушено 4 немецких блиндажа, 2 дзота и наблюдательный пункт противника. В воздушном бою сбито 3 немецких самолета.
18 июня, вечернее сообщение
Северо-западнее Мценска на одном участке наши подразделения с боем продвинулись вперед и заняли более выгодный рубеж. В бою за этот рубеж уничтожено до 100 немецких солдат и офицеров. Пленный ефрейтор 10-й роты 133-го полка 45-й немецкой пехотной дивизии Антон Штельцгамер рассказал: «За последние месяцы в немецкую армию призвано много людей старших возрастов, а также больных, ранее освобожденных от военной службы. В немецких гарнизонах, расположенных в Польше и Чехии, среди солдат имеется много инвалидов.
В Крамау я видел одноглазого солдата. По его словам, он обращался во все инстанции, просил отпустить его домой, но его не увольняют. В начале войны против России немецкий солдат верил в победу Германии. Он видел, как немецкая армия оккупировала одну за другой многие страны Европы. Кадровых старых солдат теперь осталось мало. А только что призванные солдаты ныне видят, как немецкая армия идет к катастрофе».
19 июня, утреннее сообщение