Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Евгений Петров, Евгений Кригер. Конец Волоколамского направления

Евгений Петров, Евгений Кригер. Конец Волоколамского направления

Евгений Петров, Евгений Кригер. Конец Волоколамского направленияКонец Волоколамского направления

С сегодняшнего дня Волоколамского направления больше не существует.

Волоколамск взят.

В шесть часов утра наши войска вступили в город. К десяти часам улицы и окраины Волоколамска были полностью очищены от остатков германских заградительных отрядов, стремившихся помешать дальнейшему продвижению частей Красной Армии.

Началась еще одна глава великой эпопеи изгнания немцев от стен Москвы.

Современная война не знает самостоятельных, отдельно взятых сражений, которые бы сразу все решали. Они состоят из цепи сражений, тесно связанных друг с другом.

Сражение за Волоколамск началось задолго до того, как наши части подошли к Волоколамским высотам. Восстановить сегодня, буквально через несколько часов после победы всю цепь сражений, которые к ней привели, гак же невозможно, как невозможно, взглянув на дом, сказать, сколько кирпичей пошло на его постройку.

Но вот что имели возможность наблюдать корреспонденты.

Все немецкое наступление, начавшееся 16 ноября, его провал и ответное наступление Красной Армии нам пришлось наблюдать главным образом в пределах двух ведущих к Москве магистралей - Волоколамской и Ленинградской.

После того как немцы были остановлены под Москвой и отогнаны назад, они сделали очень серьезную попытку удержаться на выгодном Истринском рубеже. Помимо удобных для обороны высот и лесного массива они использовали возможность, которая не часто встречается на войне.

Они взорвали дамбу Истринского водохранилища. Ломая лед, вода устремилась в русло реки Истры, подняла ее уровень с трех до пяти метров и создала на пути наступающих частей генерал-лейтенанта Рокоссовского водное препятствие шириной от тридцати до пятидесяти метров.

Теперь, после поражения, немецкому командованию не остается ничего больше, как утверждать, что ничего особенного не произошло, немецкие войска просто-напросто уходят на зимние квартиры, таинственные зимние квартиры, со все более и более далеким адресом.

На самом же деле немцы предприняли отчаянные усилия для того, чтобы удержаться на первом же удобном для них рубеже. Об этом свидетельствует «Приказ по дивизии СС «Империя» об оборудовании позиций в Истре». В этом приказе командир дивизии Виттрих предписывает своим войскам создать на рубеже реки Истры систему заграждений, минных галерей, минных горнов, до сих пор еще не применявшихся немцами на этом театре войны. В этом приказе очень много говорится о минах, о необходимости удержать рубеж любой ценой, но почему-то ни слова нет о зимних квартирах.

Немцы пытались создать невыносимые условия для наших войск всеми способами. Несколько десятков километров до города Истры мы двигались по обожженной черной земле, на которой не осталось даже следов какой бы то ни было жизни. Какую злобную энергию, энергию отчаяния, нужно иметь, чтобы в течение нескольких дней стереть с лица земли десятки сел и деревень. Сожжена дотла не только Истра. Ни одного дома, ни одной стены не осталось в деревнях Дарна, Кашино, Рычково, Полево, Высоково, Ермолино - как будто море огня могло остановить натиск нашего войска, ухватившего наконец немцев за горло.

Да, это был трудный рубеж. Все выступы извилистой реки Истры, неровные очертания западного берега водохранилища немцы использовали для организации перекрестного огня - ружейного, пулеметного, минометного, артиллерийского. Но части генерал-майора Ремизова уже обходили водохранилище с севера, танки генерал-майора Катукова ударили немцам во фланг с юга, в то время как гвардейцы генерал-майора Белобородова вместе с бойцами полковника Чернышева под ураганным огнем навели переправы в трех местах, форсировали Истру и обратили немцев в бегство. У немцев уже не было времени жечь деревни и города, они торопились.

В один из таких дней, когда ясно было, что это победа, но еще не было уверенности, что немцы просто бегут, в один из дней исполинского и в то же время счастливого напряжения сил наших войск в штаб быстро вошел офицер связи, грубоватый и веселый капитан. Его шапка-ушанка была в снегу, ресницы заиндевели. Он вернулся «оттуда».

- Ну, что нового? - спросили его.

- Что нового? - сказал он на ходу.- Немцы цурюк, вот что нового...

И с этого момента мы день за днем наблюдали, как это выглядит, когда «немцы цурюк».

Надо заметить, что во всех отношениях примечательный приказ Биттриха, где говорилось о железном сопротивлении немецких арьергардов, был подписан 11 декабря на командном пункте дивизии СС «Империя» в деревне Еэрыково.

Так вот, мы были в этой самой деревне Брыково.

Конечно, там уже давно не было никакого Биттриха, а стояли, лежали на боку и вверх колесами, и просто без колес, и сожженные, и целые, и всякие танки, автомобили, мотоциклеты, тягачи, автобусы, одним словом, то самое, что исколесило всю Европу и навело ужас на весь мир. Лежал довольно основательный кусок моторизованной Германии.

И началось длинное наше путешествие по дорогам и деревням, и на каждой дороге мы видели ту же самую картину немецкого бегства. Оказывается, машины, как и люди, могут быть симпатичны или неприятны, чужды.

Немецкие машины выкрашены в темно-серый, приближающийся к черному цвет осенней непогоды, они тупорылы, с остры-517 ми углами, почти колючие, или слишком длинные, или слишком короткие. Может быть, очень хорошие, но в то же время очень уродливые машины.

Теперь среди этой металлической падали брезгливо пробирались наши «эмочки», живые, беленькие машины, тянулись тракторы с орудиями, обозы, кухни. На одной из телег была надпись «Духовой оркестр». И действительно, из-под брезента выглядывали раструбы баритонов и геликонов.

Человек, сидевший рядом с геликонами, дружелюбно улыбался в ответ на улыбки и подмигивание всех встречных. И по всем, этим улыбкам и перемигиваниям можно было видеть, что «немцы цурюк» и что появление оркестра совершенно своевременно в этих местах.

В дополнение к этой картине следует указать на некоторые подробности, разнообразившие монотонное зрелище немецкого «отхода на зимние квартиры». По свидетельству жителей, бросившие свои машины немцы прицепляли к уцелевшим грузовикам украденные в домах детские саночки и обыкновенные кухонные корыта, в которых располагалась немецкая мотопехота, стяжавшая себе славу непобедимой.

18 мар 2010, 10:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.