Как защититься от переживаний предательства
Так что его действия — это расплата за наши проекции.
Обязательно нужно учитывать интересы другого человека и наше значение в его системе ценностей. Здесь мы возвращаемся к теме неоправданных ожиданий, когда мы сами идеализировали другого человека, который якобы нас предал. А не предали ли мы сами здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь, в которой нам никто ничего не должен? Почему мы думаем, что люди должны испытывать вину, если делают то, что не вписывается в наши ожидания; возможно, они даже не подозревают о наших ожиданиях? У нас на психологических приемах было несколько клиентов, которые жаловались на то, что их предали.
При работе с ними выяснилось, что они вели себя так, что наносили обиды своему окружению, которое просто отходило от них. А это, в свою очередь, вызывало обиду и классифицировалось нашими клиентами как предательство. Таким образом, обвинение других в предательстве может рассматриваться как очередной миф, придуманный нами, чтобы психологически защититься от своей обиды и поиграть в игру: я — хороший (преданный), а другой — плохой (предатель). Осуждал ли Христос Иуду или апостола Петра? Нет, он просто предупреждал, что один вольно, а другой невольно, сам того не желая, могут стать предателями и испытать вину за измену, но не более того. В принципе, людей с повышенным чувством вины легче заставить соответствовать нашим ожиданиям, но так ли много таких людей?
Попробуем понять, что толкает людей на предательство, нарушение рамок предполагаемого поведения; разобраться в психологических переживаниях как человека, идущего на предательство, так и человека, которого предают. Первой возможной причиной предательства служат обида на предаваемого человека или месть ему за то, что именно он первым предал. Вторая причина — наличие более приоритетных целей (сама жизнь требует от меня этого). Третьим возможным вариантом является действие, не расцениваемое предающим как предательство (мы не обговаривали с ним отношения заранее) или ситуация сложилась так, что давление страха оказалось сильнее возможного чувства вины за предательство.
Часто предающие люди не расценивают свое предательство как таковое. Для них оно является вариантом психологической защиты от обиды — предаваемый человек не просто обидел меня (отказался работать со мной, продолжать со мной отношения, быть членом моей команды), а изменил мне. Поэтому имею право на ненависть, месть, гнев, ответную реакцию агрессии, ответные враждебные действия. Таким образом, человек понимает, что предает, но считает себя уже преданным, а свое предательство рассматривает как воздаяние.