лоупотребляющие парадоксальными высказываниями
Кажется безграничной свободой - думать и говорить парадоксами (думать и говорить как хочется). На самом деле, парадоксально мыслящие - крайне несвобод-ные люди. Принимая-примиряя альтернативные, взаимоис-ключающие варианты, они тем самым отвергают самую воз-можность выбирать, лишают себя и других права на выбор. Такие люди в буквальном смысле не могут судить. Допустим, они признают человека совершившим преступление и в то же время оправдывают его, ссылаясь на то, что он оказался в беде и не виноват в своем преступлении.
Иллюстрацией к этому служит старая притча:
К мудрецу пришли двое спорящих с просьбой рассудить их. Мудрец внимательно выслушал доводы истца и, когда тот кончил говорить, заявил ему: "Да, ты, безусловно, прав!" То-гда заговорил ответчик. Мудрец и его внимательно выслушал от начала и до конца, и потом сказал: "Ты совершенно прав!" Тут вмешалась жена мудреца. "Как это может быть, чтобы оба спорящих были правы?" - спросила она с возмущением. Мудрец подумал и сказал ей: "Знаешь что? Ты тоже права".
Вот такие бывают "мудрецы". «Кто объявляет все истин-ным, тем самым делает истинным и утверждение, противопо-ложное его cобственному» - говорил Аристотель.
В практической сфере нельзя вести себя парадоксальным, противоречивым образом. Когда это всё же случается, насту-пает хаос. Н. Г. Чернышевский отмечал, что непоследователь-ность в мыслях ведет к непоследовательности в поступках. У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и по-следовательности, писал он, у того не только сумбур в голове, но и в делах чепуха.
Как-то ученые проводили эксперимент с собаками: им да-вали пищу и одновременно били током. В итоге собаки бук-вально сходили с ума.
Психиатр П. Б. Ганнушкин писал о людях с парадоксальным мышлением:
«Больше всего шизоидов характеризуют следующие особенно-сти: аутистическая оторванность от внешнего, реального мира, от-сутствие внутреннего единства и последовательности во всей сумме психики и причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения...
Эмоциональной дисгармонии шизоидов нередко соответствует и чрезвычайно неправильное течение у них интеллектуальных про-цессов. И здесь их больше всего характеризует отрешенность от действительности и власть, приобретаемая над их психикой словами и формулами. Отсюда - склонность к нежизненным, формальным построениям, исходящим не из фактов, а из схем, основанных на игре слов и произвольных сочетаниях понятий. Отсюда же у многих из них склонность к символике.
Сквозь очки своих схем шизоид обыкновенно смотрит на действительность. Последняя скорее дос-тавляет ему иллюстрации для уже готовых выводов, чем материал для их построения. То, что не соответствует его представлению о ней, он, вообще, обыкновенно игнорирует. Несогласие с очевидно-стью редко смущает шизоида, и он без всякого смущения называет черное белым, если только этого будут требовать его схемы. Для не-го типична фраза Гегеля, сказанная последним в ответ на указание несоответствия некоторых его теорий с действительностью: «Тем хуже для действительности».
Особенно надо подчеркнуть любовь шизоидов к странным, по существу, часто несовместимым логическим комбинациям, к сбли-жению понятий, в действительности ничего общего между собой не имеющих. Благодаря этому отпечаток вычурности и парадоксально-сти, присущих всей личности шизоида, отчетливо сказывается и на его мышлении. Многие шизоиды, кроме того, люди «кривой логи-ки», резонеры в худшем смысле этого слова, не замечающие благо-даря отсутствию у них логического чутья самых вопиющих проти-воречий и самых элементарных логических ошибок в своих рассуждениях.
Надо добавить, однако, что при наличии интеллектуальной или художественной одаренности и достаточной возможности проявить свою инициативу и самодеятельность шизоиды способны и к чрез-вычайно большим достижениям, особенно ценным благодаря их не-зависимости и оригинальности»
Последняя оговорка П. Б. Ганнушкина (насчет одаренных шизоидов) весьма сомнительного свойства. Люди, действительно пренебрегающие логикой, ведут себя в реальной жизни неадекватно, вследствие этого несамостоятельны и не способ-ны к сложным формам деятельности, каковыми являются разные виды творчества. Люди, приближающиеся к шизоидному типу - да, могут. Но ведь П. К. Ганнушкин, как психиатр, имел в виду (или обязан был иметь в виду) патологическую шизоидность.
Люди, допускающие алогизм в высказываниях и действиях, делятся, как минимум, на две категории: на тех, кто делает это иногда и без тяжких последствий, и на тех, кто делает это часто и поэтому рискует очень многим.
Первые - нормальные люди; они играют, развлекаются, кокетничают, эпатируют в меру или не совсем в меру (пример: "жизнь гнусна, но жить хорошо" - любил повторять Ролан Быков, киноартист и кинорежиссер [- из документального фильма "Мы любим тебя, Ролан!", показанного по телеканалу "Культура" 24 января 2003 г.]).
Вторые - патологические типы, которые могут быть опасны для общества; их нужно лечить или держать в изоля-ции, если они безнадежны.
Есть еще люди, которые балансируют на грани нормы и патологии. Например, некоторые циничные политики, созна-тельные или бессознательные провокаторы ведут себя по по-говорке "чем хуже, тем лучше". Они надеются на то, что когда станет хуже, наступит нарушение порядка, хаос и в этой си-туации они могут решить свои проблемы (как тот рыбак, ко-торый ловил рыбу в мутной воде).