Понятие научного знания
Современному представлению о науке в европоцентристской рациональности предшествовали другие представления, сопутствовавшие истории возникновения и выделения наук из философии. Возникшая из мифологии философия сохранила и усилила интерес к познанию мира средствами, доступными человеку, - конечными и временными. Начиная с идей Фалеса, она стремилась открыть универсальные первореальности и их превращения в воспринимаемые явления. Она предлагала картины мира и объяснения воспринимаемых явлений, соединяя в себе достоинства всеобщности (знания конечных оснований мира) и конкретности (знания причин и сущности явлений). Тем самым она была философией и наукой одновременно. При этом, будучи наиболее почитаемой областью знания, добываемого лишь избранными, философия изначально устремлена к общезначимости, публичности.
Ограничение предмета познания той или иной частью мира, сосредоточение на подробностях и практических приложениях создавали особые разделы знания внутри философии, выраженные особым языком, которые со временем выделялись из философии в качестве самостоятельных наук (астрономия, математика, география, механика, право, алхимия, астрология, магия ит.д.). Сохраняя устремленность к общезначимости результатов, науки тем не менее разделились по характеру признаваемых причинных, телеологических и других объяснений.
Одни черпали объяснения из аналогий наблюдения (астрономия, математика, механика), другие - из сопутствий несущественного существенному (астрология, хиромантия), третьи - из мифологии таинственных и чудесных сил (магия, алхимия). Первым суждено было преодолевать ограниченность избранных аналогий по мере расширения и углубления областей познания и стать науками в современном смысле, вторым - застрять в тупике гаданий, третьим - разделиться на тупиковые оккультные науки и науки первого рода, переориентировавшись с таинственных сил на данные сопутствующих опытов (такова химия, например).
Сохранив общезначимость, начиная с XVII века, наука развивалась в направлении обособления содержания общезначимого не только от оккультных наук, но и от обыденного знания. Не порывая со здравым смыслом обыденного знания, а в описательных науках опираясь на него, наука Нового времени стремится к сущностному описанию явлений, дающему картины мира, отличные от воспринимаемого и представляемого обыденным сознанием, а иногда и противоречащих ему (к примеру, непроницаемые твердые тела обыденного сознания наукой представляются как кристаллические решетки либо как совокупности атомов, сосредоточивающих практически всю массу тела, но занимающих ничтожную долю его объема). Определяющей чертой научного знания стал сущностный характер его описаний мира.
Сама по себе сущностность научного описания не отличает его не только от оккультных наук, но даже от религии: эти последние тоже оперируют сущностными объектами. Принципиальное его отличие состоит в прослеживании связи с наблюдаемым в опыте, непротиворечивости предлагаемого им объяснения, масштабе предсказаний и определенности условий их подтверждения или опровержения.
Связь сущностного описания с наблюдаемым в опыте прослеживается интерпретациями, индукциями, дедукциями и ин-туициями. В совокупности они не настолько определенны, чтобы гарантировать однозначное сущностное описание, но настолько определенны, чтобы исключить явную внеопытную ориентацию научного знания.
Непротиворечивость является целью любого объяснения, описания или изложения, ибо всюду стремится к соответствию избранным началам. Однако описания или объяснения различаются степенью определенности употребляемых терминов и высказываний. В оккультных науках и религии термины и высказывания настолько смутны, что составленные из них описания кажутся противоречивыми даже обыденному сознанию. Наука, противостоящая оккультизму и религии, использует наиболее определенные по смыслу и объему термины и высказывания. Научные теории лишены явных противоречий, очевидных для научного и обыденного сознания.
Любое знание призвано предсказывать. Предсказывают оккультисты и богословы, люди обыденного опыта и ученые. Если масштаб предсказаний измерять их пространственно-временной удаленностью от существующего в настоящем, то первые и вторые предсказывают наиболее масштабно, касаясь судеб людей, человечества и мира в целом, люди обыденного опыта -- наименее масштабно, касаясь лишь ближайшего будущего, ученые дают предсказания среднего масштаба, ограничиваясь следствиями научного познания. Если же масштаб предсказаний измерять широтой и глубиной предсказываемых преобразований, то наибольший масштаб присущ предсказаниям ученых.
Особое преимущество научных предсказаний состоит в определенности условий их подтверждения или опровержения. Они указывают качественные и количественные характеристики событий, а также средства их обнаружения. Тем самым обеспечиваются возможности убедительной проверки правильности или ошибочности предсказаний. В отличие от проверки научных предсказаний проверка предсказаний обыденного сознания ограничена возможностями сохранения привычного; непривычное - из области надежд на чудо, проверка свершения или не свершения которого не нуждается в особых средствах. Но нельзя забывать, что обыденное сознание именуется здравым смыслом потому, что оно не надеется на чудо, а полагается на свои силы.
Предсказания оккультных наук и религии отличаются неопределенностью и иносказательностью характеристик предсказываемого. Они выглядят не предсказаниями на основе знания, а пророчествами на основе внушения голосом свыше. Отвергая нормальную науку, они должны подразумевать обыденные или иносказательные средства проверки предсказаний. Обыденные средства требуют определенности обычных характеристик. Размах и отдаленность пророчеств не согласуются с неизмененнос-тью обыденных средств проверки, а отсутствие знания в пророчествах, отличного от обыденного, не позволяет им указать определенные характеристики, отличные от обыденных. Выход известен - иносказательность пророчеств, уклонение от прямых, буквальных значений их терминов и высказываний.
Переход к буквальным значениям современники предсказанного вершат истолкованиями, среди которых всегда возможны и взаимоисключающие, в том числе считающие пророчество подтвержденным и считающие отвергнутым таковое.
Противники неравноценности пророчеств и научных предсказаний опираются на факты переопределения предсказаний научной теории перед лицом опровергающих ее событий. Однако они не замечают или умалчивают важное отличие противостояния научных предсказаний проверяющим событиям от противостояния таковым в случае пророчеств: события сохраняют определенность предсказаний языком теории, и переопределение предсказанных событий означает изменения предсказывающей теории, вплоть до полной замены ее другой. Пророчества же не столь чувствительны к событиям действительности, менее уязвимы и более пусты.
Обзор особенностей научного знания позволяет определить его следующим образом: научное знание - это явно истинное, систематизированное, доказанное, удостоверяемое общезначимыми средствами знание, выраженное собственным языком. Ориентируясь на определение научного знания и рассматривая его в качестве результата деятельности в науке, можно установить периодизацию развития науки в зависимости от тех или иных факторов формирования научного знания.