Соотношение философии и других форм духовной жизни
Данную задачу ставил себбе и Гегель. Позитивизм, философское направление 19-20 веков, также пытался построить философии по образцу науки. Неопозитивизм редуцирует многогранность философствования к обслуживанию языка науки. Функции философии в науке действительно огромны: интеллектуальная разведка, обобщения, интеграция знаний, теоретичность, эвристичность, прогноз, вклад в правильную постановку проблемы, уяснение общих оснований культуры и науки. Однако философию нельзя полностью
свести к научному знанию.
Философское знание имеет мировоззренческую окраску, в то время как науке безразлично многие аксиологические моменты ее деятельности.
Хотя философия и наука - разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь - как актуальная, так и генетическая. Философию нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Это справедливо, хотя в отношении не всех философских систем.
Как специализированное теоретическое основание мировоззрения философия обладает рядом несомненных признаков научного знания:
1. Системностью,
2. Фиксированием в логических категориях и законах,
3. Доказательностью.
Философия всегда обращалась к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира, О тесной связи философии и науки В.И.Вернадский заметил: «Точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая сущность философского мышления. Эта та сила - анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку».
Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, т. о. результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения человеком действительности (обыденного, религиозно-мифологического, художественного, научного). Философия как бы сводит воедино все знание о единичном, конкретном, особенном, специфическом, закономерном в обобщенное отражение действительности.
Соотношение философии и искусства. Если наука выражает общечеловеческую истину в общей форме, философия - в обобщенной форме истину индивидуальную, то искусство - область культуры, в которой индивидуальная истина предстает в форме события.
Искусство - это творение нового духовного мира, а философия - определения и творения смысла его. Художник как философ выражает свои идеи, но главное в его деятельности создание образа (символа). Полностью отождествлять философию и искусство мы не справе. Однако, искусство философично, когда создаваемый им мир начинает жить своими оригинальными философскими проблемами.
Хотя всякая философская система включает в себя элемент веры, но в отличие от религии, философия всегда стремилась рационально обосновать свою веру. Философии характерна критичность: каждая философская система, каждый философ критически относится к своим предшественникам. Сколько философов - столько и философских позиций. У каждого из них своя вера: один верит в существование Абсолютного духа (Гегель); другой - в мировую волю (Шопенгауэр); третий - в чисто чувственное данное (Н. Гартман).
Главное достижение философии - развитие представлений об идее как таковой. Но, когда от идеи как таковой переходят к конкретной идее, которую пытаются внушить всем, то это уже идеология. В своей навязчивости и безапелляционности идеология - «ложное сознание», в своей проблематичности - социально-политическая конкретизация философии.
Философия обращается ко всем и несет общечеловеческие ценности вне различий классов и наций. Идеология обращается к определенным слоям населения и защищает их. Поскольку философия дает истину в обобщенной форме, ее легче использовать для идеологического подавления.
Не сводимость философии к науки и религии следует и из того, что философия есть взгляд на мир как единое целое, а наука и религия представляет собой определенные проекции на этот мир. Всепричастность философии причиняло ей много неприятностей. В средние века она была служанкой богословия и занималась оправданием теологии. В Новое время - философия преимущественна была служанкой науки и служила делу рационалистического познания.
Мифологию, философию и науку в качестве трех ступеней познания, последовательно сменяющих друг друга, впервые представил О.Конт. Как три различных направления мысли, существующие вместе, рассматривал К.Ясперс.