Представитель ранней схоластики Иоанн Скот Эриугена
«Природа» Эриугены - некая огромная часть сущего, его область или сфера. Первая природа, говорит он, несотворенная и творящая - это Бог как источник, начало и основа всего существующего. Он вечен и первоначален, представляет подлинное Бытие. Все остальное - от него, потому что истинно сущее всегда что-либо порождает, во что-то разворачивается, воплощается. Он является Творцом, или творящим, порождающим началом, являясь, однако, несотворенным.
Вторая природа - сотворенная и творящая - мир божественных идей, по которым Бог, как по образцам творит конкретные вещи. Здесь мы видим позицию крайнего реализма: идея или форма предшествует предмету, выступая в качестве его причины; физический мир - только порождение идеальной сферы существования. Однако если у Платона данный мир идей существует самостоятельно и является истинным Бытием, у Эриугены он - второй по счету, поскольку сотворен и порожден, за ним стоит высшее Бытие - Творец или потусторонний Бог, а идеальный мир - только его замысел или сознание.
Третья природа - сотверенная и нетворящая - мир вещей, в котором мы живем. Это самая последняя и низшая ступень Бытия: будучи сотворенным, данный мир не может произвести из себя ничего более, ниже его спуститься никак невозможно. Поэтому единственное движение, которое возможно далее - только в обратную сторону. Вещи или предметы материального мира должны вернуться к первообразцам - идеям, последние, в свою очередь - к Богу.
В итоге, четвертая природа - несотворенная и нетворящая - это Бог как конечная цель всех вещей, как результатвсего мирового процесса. Обратим внимание: и в первой, и в четвертой природе Эриугена говорит о Боге, подчеркивая две его главных особенности: творить и не творить, быть началом всего и концом всего, то есть быть всем. В первой части Бог - творящая природа, дающая начало всему существующему, в четвертой он - нетворящая природа, являющаяся конечным результатом всего сущего. Таким образом, все происходит от Бога и в нем же разрешается (то есть растворяется и пропадает впоследствии).
Эриугена предлагает уже знакомую нам триаду: пребывание (всё в Боге), отпадение (мир вещей, построенных в соответствии с божественными идеями) и возвращение (всё вновь в Боге). В результате, наш мир - отпадение от Бога, инобытие идеальной сферы, нечто несовершенное и неподлинное, а главное - временное, долженствующее когда-либо вернуться в начальную точку, следовательно - закончить телесное, физическое, материальное существование.
Требуется ли тогда размышлять о том, что нас окружает и что мы можем воспринимать, не правильнее было бы презреть наш мир, отвернуться от него в негодовании на его несовершенство и эфемерность, и обратить свои взоры к высшему и вечно сущему, к истинному и абсолютному Бытию - Богу, который только и есть единственное, действительное и безусловное существование, в то время как остальное - только различные варианты его непостижимого замысла и бесконечной воли. Мироздание - не что иное, как развернутый Бог, а сам он представляет свернутое мироздание, следовательно, созерцая его, мы взираем на все, непосредственно соприкасаясь с вечностью и потому - с истиной.