Философия, предмет и функции
- познание посредством всеобщих понятий (Гегель); - наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (Энгельс); - духовная квинтэссенция своего времени (Маркс); - ничья земля, заключенная между теологией и наукой (Рассел); - сознание вслух (Мамардашвили); - как вопрашание сущего (Хайдеггер). Чтобы проанализировать данные высказывания, необходимо обратить внимание на то, что философия выступает естественной склонностью души, осознанием индивида всего того, что он есть и чего он хочет, поэтому, между, содержанием философствования, и характером человека существует взаимосвязь.
Говоря о философии, следует сказать о научно-теоретических и духовно-практических компонентах философского знания. Философия выступала в разных ликах, но самые главные из них: учение об истине, учение о добре и учение о красоте. Среди источников философского знания следует выделить так называемые "вечные" философские вопросы, которые аккумулируются в словах немецкого философа И.Канта: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться?; и что такое человек? Философия выступает как проблема соотношения духа и тела, идеала и действительности, как размышления об устойчивости и изменчивости бытия.
Проблему предмета философии целесообразно рассматривать в ходе ее исторического развития. Для этого необходимо обращение к основным вехам философии: натурфилософии, античной классики (Сократ, Платон, Аристотель), средневековой философии и философии Нового времени, основным философским направлениям современности (марксизм, экзистенциализм, позитивизм, неопозитивизм, структурализм, философская герменевтика, неотомизм).
При этом необходима взаимосвязь предмета философии и ее определения.
Первые древнегреческие философы предметом изучения делали природу, рассматривая проблемы возникновения и строения мира. Они искали первооснову всего сущего, из которой все возникает, и в которую все превращается.
Поворот от космоса к человеку совершил Сократ, который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу - исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.
Предназначение философии - создание целостного миропонимания. Объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе категорий и законов.
В чем состоит своеобразие философии?
Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.
Вторая характерная черта философии - наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она - сложное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы, формировать целостное мировоззрение личности.
Третья отличительная особенность философии заключается в ее особой рефлексивности (отражении). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, предельным основанием духовной культуры.
В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.
На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:
1. Проблема объекта и предмета философии.
Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Предметом философии являются свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.
2. Проблема первооснов мира. Эта проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.
Эта проблема (мировоззренческая в своей основе) модифицируется в основном вопросе философии - вопрос о соотношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к матери. Но само это отношение конкретно исторично, наполнено живым человеческим смыслом, воспринимается через призму накопленного опыта, знаний, общественно-исторических и личностных интересов. Только человек способен к различению и осознанию субъективного мира от объективного.
Философский анализ направлен во вне человека - на все мироздание, и внутрь самого человека, Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, его сознание, их взаимосвязи друг с другом. Основной вопрос философии имеет две стороны - что является первичным, материя или дух, сознание и познаваем ли мир.
В зависимости от решения основного вопроса философии философы разделились на два направления - материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что материя - первична, а сознание вторично.
Идеалисты же считают, что первично сознание, дух, - либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).
В отношении познаваемости мира сознанием человека также существуют различные точки зрения - от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.
3. Проблема развития мира. Это проблема формирования методов познания мира, которые по- разному подходят к вопросу о его развитии.
4. Проблема познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера.
5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционирование, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Философия, таким образом, выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.