Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Психология личности » Философия, предмет и функции

Философия, предмет и функции

Философия, предмет и функцииФилософия выступает как одна из форм духовного освоение мира, но она за время своего существования не оставалась неизменной. Философия претерпевала изменения. Это уже явственно видно из того, как определяли философию сами философы различных эпох и временных периодов. Этимология слова "философия" означает "любовь к мудрости". Познакомимся с наиболее интересными трактовками философии: философия есть знание первых причин и начал (Аристотель);

 

- познание посредством всеобщих понятий (Гегель); - наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (Энгельс); - духовная квинтэссенция своего времени (Маркс); - ничья земля, заключенная между теологией и наукой (Рассел); - сознание вслух (Мамардашвили); - как вопрашание сущего (Хайдеггер). Чтобы проанализировать данные высказывания, необходимо обратить внимание на то, что философия выступает естественной склонностью души, осознанием индивида всего того, что он есть и чего он хочет, поэтому, между, содержанием философствования, и характером человека существует взаимосвязь.


Говоря о философии, следует сказать о научно-теоретических и духовно-практических компонентах философского знания. Философия выступала в разных ликах, но самые главные из них: учение об истине, учение о добре и учение о красоте. Среди источников философского знания следует выделить так называемые "вечные" философские вопросы, которые аккумулируются в словах немецкого философа И.Канта: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться?; и что такое человек? Философия выступает как проблема соотношения духа и тела, идеала и действительности, как размышления об устойчивости и изменчивости бытия.


Проблему предмета философии целесообразно рассматривать в ходе ее исторического развития. Для этого необходимо обращение к основным вехам философии: натурфилософии, античной классики (Сократ, Платон, Аристотель), средневековой философии и философии Нового времени, основным философским направлениям современности (марксизм, экзистенциализм, позитивизм, неопозитивизм, структурализм, философская герменевтика, неотомизм).

 

При этом необходима взаимосвязь предмета философии и ее определения.
Первые древнегреческие философы предметом изучения делали природу, рассматривая проблемы возникновения и строения мира. Они искали первооснову всего сущего, из которой все возникает, и в которую все превращается.

 

Поворот от космоса к человеку совершил Сократ, который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу - исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.


Предназначение философии - создание целостного миропонимания. Объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе категорий и законов.


В чем состоит своеобразие философии?
Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.
Вторая характерная черта философии - наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она - сложное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы, формировать целостное мировоззрение личности.


Третья отличительная особенность философии заключается в ее особой рефлексивности (отражении). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, предельным основанием духовной культуры.
В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.


На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:
1. Проблема объекта и предмета философии.
Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Предметом философии являются свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.
2. Проблема первооснов мира. Эта проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.


Эта проблема (мировоззренческая в своей основе) модифицируется в основном вопросе философии - вопрос о соотношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к матери. Но само это отношение конкретно исторично, наполнено живым человеческим смыслом, воспринимается через призму накопленного опыта, знаний, общественно-исторических и личностных интересов. Только человек способен к различению и осознанию субъективного мира от объективного.

Философский анализ направлен во вне человека - на все мироздание, и внутрь самого человека, Философия исследует мир внешний по отношению к человеку, и мир внутренний, духовную жизнь человека, его сознание, их взаимосвязи друг с другом. Основной вопрос философии имеет две стороны - что является первичным, материя или дух, сознание и познаваем ли мир.


В зависимости от решения основного вопроса философии философы разделились на два направления - материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что материя - первична, а сознание вторично.


Идеалисты же считают, что первично сознание, дух, - либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).
В отношении познаваемости мира сознанием человека также существуют различные точки зрения - от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.


3. Проблема развития мира. Это проблема формирования методов познания мира, которые по- разному подходят к вопросу о его развитии.


4. Проблема познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера.


5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционирование, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Философия, таким образом, выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.

24 мар 2010, 13:04
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.