Философское истолкование проверки научного знания
Первые две возможности развиваются в идеализме и созерцательном материализме, третья - в диалектическом материализме. Вполне реальные в философии первые две возможности не осуществляются в действительном научном познании, независимо от того, что думают о нем сами исследователи. Поэтому в характеристике проверки научного знания следует ограничиться третьей возможностью.
Практическому применению знания в общем случае предшествует его отнесение к другому знанию, принимаемому за достоверное или непосредственно относимое к объективному миру. В частности, практически применяемое знание может быть именно достоверным или непосредственно относимым к объективному миру. Отнесение к объективному миру практики осуществимо одним из двух способов: отнесением к нему логических предпосылок либо логических следствий проверяемого знания.
Логические предпосылки проверяемого знания - это в конечном счете исходные понятия и принципы научной теории, являющиеся предельными содержательными абстракциями и идеа-лизациями материального мира. Их связи с материальным миром носят интуитивно-психологический характер. Такие связи, ввиду неявности рациональных отношений в них, допускают многообразие рациональных толкований. Связь логических предпосылок с материальным миром прослеживается в процессе их извлечения из него абстрагированием, идеализацией, конструированием и т.д. с сопутствующим применением обычной или расширенной индукции и интуиции.
Проверка устойчивости, необходимости, существенности этих связей достигается отнесением логических предпосылок к иным явлениям материального мира, что требует не извлечения обобщений из него, а сведения, редукции предпосылок до таких знаний, которые прямо относимы к чувственно воспринимаемым свойствам объективного мира. Редукция логических предпосылок и любого проверяемого знания к знаниям чувственно воспринимаемого обеспечивает второй способ отнесения проверяемого знания к объективному миру. Такая редукция включает множественность проверяемых следствий. Когда следствиями оказываются измеримые величины, им сопутствует множественность способов их измерения.
Когда проверка не дает ожидаемых результатов, существует множество путей взаимного согласования проверяемой теории и данных проверки, в частности измерений. Это довершает картину плюрализма в ситуации проверки научного знания.
Наконец, внешним выражением плюрализма научного знания служит многообразие знаковых и искусственных языковых систем, используемых в науке. Здесь источником плюрализма являются специфика знаков, исключающая однозначную связь с обозначаемым, и многозначность естественного языка.
Таким образом, плюрализм и альтернативность присущи всем шагам и результатам научного познания, его структурным элементам и всем системам. Свойство сознания выносить свои образы вовне, объективировать их порождает плюрализм онтологии, научных картин мира. А поскольку онтология, вид действительности важны для установления соответствия знания действительности, необходимо выяснить особенности соответствия научного знания действительности.