Выбор альтернатив
Выбор предполагает предмет выбора и средства, критерии выбора. Предметом выбора служат альтернативы - полные теории, гипотезы или элементы структуры научного знания. Критериями выбора являются нормы и средства установления соответствия им выбираемой альтернативы. Нормы (простота, эври-стичность, фундаментальность и т.д.) представляют собой конкретизацию целей выбора. Средства установления соответствия нормам являются видами теоретической и практической деятельности по соотнесению альтернатив с нормами. Критерии выбора определяются целями и имеют смысл в рамках целей выбора.
Выбор альтернативы опирается на определенный аспект ее адекватности, который либо предварительно известен, либо допускается по интуитивным соображениям. И наоборот, выбранная альтернатива обладает адекватностью того вида, который задается целью выбора. В данном отношении следует согласиться с утверждением Т. Куна о том, что «для научной теории достичь блестящих успехов еще не значит быть полностью адекватной»66, т.е. приемлемой во всех отношениях. Возможны также логические и прагматические цели, которым подобная теория неадекватна.
Кроме того, в широком социальном контексте принятие научной альтернативы зависит от ее соответствия господствующему мировоззрению, включающему элементы непознавательного значения. К примеру, в эпоху засилья религиозного мировоззрения в Европе геоцентризм в астрономии поддерживался как соответствующий религиозным представлениям о Вселенной.
Возможность выбора альтернатив на основе прагматических критериев указывает на то, что существование альтернативы в качестве признанной служит недостаточным свидетельством ее преимуществ по сравнению с отвергнутыми, в том числе ее истинности. С учетом разнообразия непознавательных целей это обстоятельство очевидно и не представляет особого интереса. Подлинный интерес вызывает выбор альтернатив в рамках познавательных целей.
Формулировка познавательной цели по существу сводится к выражению свойств объекта в предполагаемых средствах познания. Предполагаемые средства познания и познавательная цель являются результатом выбора, выбору подлежит и характер данного выбора и т.д. Регресс обоснования выбора преодолевается интуитивными соображениями, лишенными логической детализации обоснования выбора. Как бы то ни было, когда выбор познавательных средств или целей сделан, свойства объекта познания получают выражение в терминах наблюдаемых или ненаблюдаемых. Выбор альтернативы, отражающей объект познания, зависит от того, принадлежат ли его свойства к наблюдаемым или ненаблюдаемым.
Если свойства объекта познания определяются как наблюдаемые, то в качестве основного критерия выбора альтернатив признается эмпирический критерий. Он включает определение устойчивых, существенных свойств объекта и отношений между ними (законов) в терминах макрообъектов и операций над ними, а также допущения об изменчивых и несущественных свойствах, которые в принципе так же проверяемы опытом, как и определение существенных свойств. При этом опыту придается основное значение и по отношению к принципам логики, используемым для выражения связей между данными опыта.
К примеру, существует альтернатива в определении причин долголетия людей. В одних утверждается умеренность физических нагрузок, в других - периодическое испытание чрезмерных нагрузок, в одних восхваляется растительная пища, в других - животная, в одних видится благоприятной сельская жизнь, в других - городская и т.д. В каждой альтернативе изменчивые элементы в схеме условно-категорического силлогизма «если то...» оказываются обобщениями опыта, наблюдений. Если человек испытывает умеренные физические и психические нагрузки, утверждает одна из альтернатив, обитает в сельской местности, питается растительной пищей, то он живет дольше других. Здесь несущественны в первом приближении социально-экономические условия, половые и расовые различия, особенности труда и образа жизни и т.д., и эта несущественность следует из наблюдений за жизнью людей.
Любые альтернативные допущения о поведении наблюдаемого объекта оказываются опытно проверяемыми в данном опыте либо в возможных других опытах. Достаточность эмпирического критерия для выбора такого рода альтернатив обычно не оспаривается.