Философия о разнообразии и единстве
С субстанциональным единством мира связано атрибутивное его единство, которое проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойства), как движение, развитие,
пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.
Генетическое единство мира связанно со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие. Признание всеобщности саморазвития делает излишними представления о каких-то внешних силах (первотолчки, вечный двигатель, абсолютная идея и т. д.) для генезиса материи как объективной реальности. В процессе развития материальных систем материальное единство мира сохраняется, но это не значит, что мир остается одним и тем же.
Материя как объективная реальность обладает атрибутивными свойствами. Атрибутом называется неотъемлемое свойство предмета, явления, процесса, без которого они не могут ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивными свойствами материи являются структурная упорядоченность, движение, пространство и время.
В современной философии понятие движения истолковывается как представление о любом изменении вообще. Движение абсолютно.
Признание абсолютности движения полностью исключает состояние абсолютного покоя как вечной неизменности объектов и процессов, но обязательно предполагает состояние относительности покоя, который является не внешней противоположностью движения, а выражением его внутренней противоречивой сущности.
Движение представляет собой противоречивое единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения определяется всеобщностью его как способа бытия материи. Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материи отражается в сознании (знаниях человека). Отрыв движения от материи и отождествлении его с энергией характерны для энергетизма, который отрицает научное определение энергии как меры движения материи.
Из закона сохранения и превращения энергии вытекает, что движение (и энергия) не может исчезнуть, а только переходит из одной формы в другую. Противоположной точки зрения придерживались сторонники так называемой «тепловой смерти Вселенной».
Движению присущи объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, противоречивость. Вместе с тем выделяют два типа движения. Первый связан с сохранением вещества, когда происходят только количественные изменения. Второй - с переходом вещества от одного качества к другому. А это и есть не что иное, как развитие, переход от старого качества к новому через отрицание отрицания.
Основные формы движения материи. Качественное разнообразие веществ и процессов материального мира, наличие разнообразных уровней материальных и социальных
систем, неотъемлемость движения от материи находит свое проявление в формах движения материи. Под формой движения материи понимают движение с материальным носителем, который охватывает явление.
Такие открытия в естествознании XIX века, как закон сохранения и превращения энергии , клеточная теория строения живых организмов, а также политические процессы в странах Западной Европы выявили философско-методологическую необоснованность существовавших взглядов на природу и социальный мир, в том числе и на проблему движения и развития. Учитывая это, Ф. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи: механическую (перемещение макротел в пространстве), физическую (тепловые, электрические, магнитные и другие процессы), химическую (взаимодействие атомов и молекул), биологическую (развитие и функционирование живых организмов) и социальную (развитие общества).
Все формы движения материи связаны между собой генетически и структурно. Генетическая связь проявляется в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и представляют их синтез.
Известно, что научные представления о мире развиваются, поэтому энгельсовская классификация форм движения материи уточняется и дополняется (сегодня выделяются геологическая и кибернетическая формы движения материи), однако как методологическая основа она сохраняется.
Все большую методологическую значимость приобретает принцип материального единства мира, который предполагает наличие разных форм движения материи и их взаимосвязь.
Выделение движения как атрибутивного свойства материи не достаточно для описания бытия материальных вещей и процессов. В ходе движения, развития одни вещи возникают, другие - исчезают. Для выявления этого бытия материи, материальных систем, вещей сформировались понятия пространства и времени.
Материя существует в пространстве и времени. В философии существует несколько концепций пространства и времени, которые можно представить следующим образом.
Время - это философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.
Пространство - это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов.