Становление и развитие позитивизма
Есть довольно пестрые позитивистские концепции, но основной вопрос у них это соотношение философии и науки. По мнению позитивистов первого этапа с появлением отдельных наук философия не может найти для себя такой предмет, который не был бы предметом какой нибудь науки. Философия нужна была тогда, когда не было разветвления наук.
А предметом философии может быть только мир самой науки. Т.е. философия должна изучать особенности науки, задачи которые решает наука, методы научного исследования. За философией остается задача сопоставления общих результатов отдельных наук. Позитивисты первого этапа не только противопоставляют конкретные науки философии, но и вообще стремятся ликвидировать самостоятельное значение философии в системе научных знаний.
Дальнейший шаг противопоставления наук философии позитивизм сделал на втором этапе своего развития, выступив уже как махизм (Мах - представитель). Опираясь на данные естествознания махизм претендует подняться выше материализма и идеализма, заняв какое-то промежуточное третье звено между материализмом и идеализмом. Современному этапу развития соответствует неопозитивизм, возникновение и формирование которого связано с деятельностью Венского кружка ( О.Нейрат, Карнап, Шлип, Франк и др. ) и берлинского Общества эмпирической философии ( Рейхенбах, Ф.Крауз и др. ), объединивших в себе многие направления: логический атомизм, логический позитивизм, общую семантику. Основное место на этом третьем этапе занимают философские проблемы языка, символической логики, структуры научного исследования и др. Отвергнув психологизм, представители этого направления позитивизма пошли по линии сближения "логики науки" с математикой, по линии формализации гносеологических проблем.