Эксперимент отличается от наблюдения
Целенаправленное вмешательство предполагает предварительное представление цели и средств ее достижения. Чтобы Представить цель эксперимента (получение данных для проверки гипотезы или новых данных для уточнения гипотезы), необходимо знание внутренних связей внешне разнородных элементов экспериментальной установки, сущности их взаимодействий, возможных направлений взаимодействий и ожидаемых результатов взаимодействий.
Требуемые знания всегда являются совокупностью достоверных и гипотетических составляющих. Важно также то, что необходимость быть сущностными, объясняющими и предсказывающими придает этим знаниям теоретический характер Таким образом, научному эксперементу предпосылается некоторая научная теория.
Для научной теории любое ее материальное воплощение в наборе случайного, единичного и т. п. выглядит частным приложением, частностью. В таком случае все объяснения, предписания направлений воздействий и предсказания научной теории в конкретном эксперименте оказываются логическими (дедуктивными) следствиями научной теории. В той степени, в какой эксперимент целенаправлен, сознателен, все шаги в нем направляются логическими следствиями теории.
Обычно говорят не о научной теории, управляющей экспериментом, а о знании экспериментальной установки, принципов ее действия и объяснении результатов экспериментов. Такое представление об эксперименте не отменяет тем не менее объединяющей и предпосы-лочной роли научной теории, задающей цель эксперемента. Например, эксперимент Майкельсона-Морли был теоретически обусловлен положениями о свойствах эфира (гипотетическими), механике поворотных зеркал (достоверными), свойствах свободных и совмещенных (интерферирующих) лучей света (достоверными) и предположением о величине скоростей света в зависимости от скорости движения источника света относительно эфира, задаваемой движением Земли вокруг Солнца (известной).
Короче говоря, весь эксперимент обусловлен одной целью - измерить, точнее, просто подтвердить предположение о зависимости скорости света от скорости движения источника светового излучения на основе теорий механики Ньютона, геометрической и волновой оптики.
В точных экспериментах измерения венчают эксперименты, поэтому научная теория логически определяет и измерения.
Она определяет свойства эталонов, систем отсчета и средства представления результатов сравнения эталонов с объектами (в конечном счете, сочетаниями элементов геометрии или анализа, т.е. отрезками, числами и т.п.). Если возникает вопрос, какими законами и допущениями обосновывается измерение, известными или неизвестными, ответ очевиден - измерение обосновывается Допущениями и законами теории, которая подлежит проверке измерением, т.е. всем совокупным теоретическим знанием, включая неизвестное.
Обычно экспериментальные процедуры отражаются не в языке научных теорий, а в собственном языке: языке операций, наблюдений, протоколов и т.п. В таких случаях выводные высказывания научных теорий об измерениях, измеримых величинах, наблюдаемых событиях и т.п. переводятся на экспериментальный язык по правилам соответствия. Полный перевод обеспечивает готовность эксперимента к осуществлению.