Упражнение "Развитие остроты визуального восприятия"
Хотите проверить? Тогда - вперед. Хотя для начала стоит потренироваться в умении замечать, отслеживать и запоминать тонкие, почти незаметные различия.
Упражнение "Развитие остроты визуального восприятия"
Участвуют двое.
1. Партнер А раскладывает на столе в произвольном порядке 10-12 мелких предметов (ручки, карандаши, книги и т. д.).
2. В течение 20 секунд партнер В внимательно смотрит на них, как бы «фотографируя» взглядом. Затем отворачивается.
3. Партнер А слегка меняет расположение предметов (так, чтобы получилось 5-7 незначительных отличий).
4. Партнер В поворачивается. Его задача - найти отличия и привести предметы в первоначальный порядок.
5. Партнеры меняются местами.
Участвуют трое.
1. Партнер А (калибрующий) закрывает глаза и готовится к восприятию. В и С, меняя свое положение в пространстве (т. е. переходя с место на место) по очереди издают один и тот же звук (например, щелчок пальцами или хлопок ладонями), каждый раз называя свое имя. Важно, чтобы В и С каждый раз воспроизводили звук одинаково.
2. Когда А найдет разницу в звучании В и С (т. е. откалибрует их), они прекращают называть свои имена и начинают воспроизводить звуки в произвольном порядке. А, основываясь на произведенной калибровке, сам называет имя источника звука. Если А ошибается, ему нужно дать знать об этом. Если А ошибается очень часто, следует вернуться к шагу 1 и повторить калибровку.
3. После 6 правильных ответов (подряд) А дает обратную связь о том, какие различия (громкость звука, высота, и т. д.) он использовал для калибровки В и С.
4. Участники меняются местами.
Инструкция такая же, как в предыдущем упражнении, за исключением замены аудиального стимула на кинестетический (касание ладонью плеча, пальцем ладони и т.д.).
Упражнение Калибровка "да" и "нет"Участвуют трое. 1. Партнер А занимает место напротив В и С (на небольшом расстоянии). В и С начинают задавать ему однозначные вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы должны быть таковы, что все трое заранее знают на них ответы (время года, обстановка в помещении, одежда присутствующих и т. д.). Партнер А отвечает молча, входя для этого в определенное состояние (согласия или несогласия). В и С наблюдают за А, отмечая внешние визуальные признаки (микродвижения губ, бровей, глаз, головы, рук и ног, изменения цвета кожи, дыхания, тонуса мышц и т. д.).
2. Определив разницу между состояниями согласия и несогласия, партнеры В и С начинают задавать вопросы, на которые они не знают ответа. А отвечает им тем же способом, а В и С решают сами, каков был ответ - «да» или «нет». А дает обратную связь - правильно ли они определили.
3. Участники меняются ролями.
Участвуют трое (либо мини-группа из трех-пяти человек).
1. Участник А садится напротив В и С. Они начинают задавать вопросы, ответна которые известен всем троим.
Задача А - входя в состояние согласия или несогласия, повторять последнюю часть вопроса (например, «сейчас на улице зима? - на улице зима»). Участник В калибрует визуальные признаки, как в предыдущем упражнении, участник С - различия в голосе (высота, громкость, темп, быстроту ответа).
2. Участники В и С обобщают свои наблюдения и начинают задавать вопросы, ответы на которые они не знают. А также повторяет последнюю часть вопросов, входя в соответствующее состояние, и дает обратную связь - правильно ли определили.
3. Участники меняются ролями.