Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...

Рефлекс сосредоточения

Рефлекс сосредоточенияВ числе рефлексов {Рефлекс (от лат. reflexum - отражение) - ответная реакция организма, осуществляемая при участии нервной системы на поступившее из внешней или внутренней среды раздражение. Пример-отдергивание руки при случайном прикосновении к горячему предмету.

 

Врожденные рефлексы И. П. Павлов назвал безусловными, а вырабатываемые в течение жизни-условными.} говорил академик В. Бехтерев, опреде­ляющих внешние отношения человека с окружающей средой, особое значение имеют рефлексы сосредоточения внимания. По мнению Бехтерева, благодаря рефлексам сосредоточения выигрывает точность внешних впечатлений и точность воспроиз­ведения. Значит, эти рефлексы важны как для внешних отноше­ний человека, так и для тренинга, т. е. развития нервно-психи­ческой сферы личности.

 

Как же проявляется реакция сосредоточения при чтении? Во-первых, это комплекс сокращений глазных мышц, создаю­щих наиболее благоприятные условия для восприятия текста. Одновременно устраняется в той или иной мере все то, что препят­ствует сосредоточению над текстом, например чересчур частое моргание.

 

Во-вторых, человек наклоняется к тексту, сосредоточивая на нем свой взгляд. Происходит соответствующее сокращение аккомодативной мышцы и сокращение зрачков, задержка дыхания на вдохе, а также задержка движении других частей тела и изменение частоты сердечных сокращений (пульса). Брови сдви­гаются. помогая устранить посторонние зрительные раздражения, дыхание и сердцебиение, как правило, становятся более спокой­ными и ровными - мы «затаиваемся», как говорится, «я весь- внимание».

В-третьих, процесс сосредоточения лежит в основе триады:

анализ + сравнение + синтез, Отсюда следует вывод, что в про­цессе сосредоточения происходит установление соотношений меж­ду следами внешних объектов и личностной сферой человека. Мы легко воспроизводим события но памяти.

 

Опыт показывает, что, чем глубже сосредоточенность человека на своих мыслях, тем продуктивнее его отдача в работе. Вы читаете этот учебник, а в комнате раздаются звуки радио- Сосре­доточившись на чтении текста, мы. как говорится, только краем уха улавливаем то, что передается по радио. Но и этого доста­точно, чтобы вы услышали вашу любимую мелодию. И вот теперь сознание исключительно направлено на звуки радио, а глаза лишь машинально бегут по строчкам учебника. Вы «прочли» две-три страницы и понятия не имеете, о чем в них говорится.

 

И вот наконец, вы вспоминаете о том, что должны читать книгу, и заставляете себя отвлечься от звуков радио и вновь сосредоточиться на чтении текста. Звуки любимой мелодии продолжают раздаваться в комнате, но вы уже совсем или почти совсем не слышите их.

 

Отсюда следует, что различие в восприятии нами внешних воз­действий зависит от внимания.

Психологи определяют внимание как направленность и сосре­доточенность нашего сознания на определенном предмете или яв­лении. Под направленностью подразумевается определенный выбор (различают целенаправленный, волевой или невольный» предмета или явления среди других. Таким образом, сосредо­точенность-это отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или данной деятельности,

 

Внимание не существует вне каких-либо психических процес­сов, т. е. мы с вами можем внимательно воспринимать, думать, творить, запоминать, чертить, рисовать, читать, но быть просто внимательным независимо от ощущений и восприятий пяти орга­нов чувств и мышления невозможно- Внимание характеризует состояние, уровень тонуса психических процессов и является одной из постоянных составляющих психической деятельности личности. при многократном повторении ситуации в коре больших полушарий устанавливается система условных связей или стереотип нервных процессов (рефлекс сосредоточения), облегчающий и упрощающий реакции организма

 

Действительно, одновременно рассматривать какую-нибудь вещь и слушать незначимые для вас. не связанные с этой вещью звуки трудно: одно мешает другому. Но вот слушать речь оратора и внимательно следить за выражением его лица возможно. Одновременно слышать целый музыкальный аккорд также возможно, но прислушиваться сразу к разным, не связан­ным для нас в одно целое звукам партитуры трудно. То же необ­ходимо сказать и о желаниях, намерениях, чувствованиях, мыслях, фантазиях и т. п.

 

Примером, демонстрирующим рефлекс сосредоточения, яв­ляется слепой метод игры в шахматы. Например, гроссмейстер Михаил Таль играл в шахматы сразу на 10 досках, не присутствуя в зале, где находятся его противники- Причем если все 10 пар­тий не доиграны, то М. Таль мог хранить в памяти все позиции фигур до следующего дня, чтобы продолжить игру. Известно, что шахматная доска является матрицей 8Х8, и, значит, М. Таль дер­жит в уме 10 матриц одновременно! Удивительно и то, что гросс­мейстер на второй день мог безошибочно вспомнить и перепов­торить ходы всех партий с первого до последнего!

 

Другой пример. Всем известна популярная игра в футбол. Вратарь команды мгновенно реагирует и ловит мяч, летящий в ворота. Разве это не яркий пример рефлекса сосредоточения?

 

Возьмем еще пример. Интеллектуальная игра «Что, где, ког­да?»-это пример рефлекса сосредоточения плюс эрудиция и память соревнующихся.

А читающий в метро студент? Это еще один хороший пример использования рефлекса сосредоточения. Состояние сосредоточения студента усиливается с увеличением объемов читаемого за рабочий день текста, благодаря чему и работа ста­новится более успешной. Количество пропусков значимых смыс­ловых аспектов при чтении и ошибок при запоминании умень­шается, работать с текстами становится легко.

 

Степень сосредоточения отражается как на количестве прочи­танного, так и на коэффициенте понимания, т. е. качестве чте­ния. Этим косвенным примером мы будем пользоваться для опре­деления степени читательского сосредоточения. Тесты на про­верку рефлекса сосредоточения (внимания) введены в психологи­ческую практику французом

А. Бине в 1900 г. Тесты приведены в конце каждой беседы. Но вначале давайте познакомимся со сле­дующим очень важным разделом.

26 мар 2010, 10:19
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.