Мышление и речь
И далее Г. М. Кучинский пишет: «Можно по-разному определять и понимать, что такое мышление. Но тем не менее вряд ли найдется исследователь, который стал бы отрицать ту особую роль, которую играет в мышлении человека формулирование вопросов и самостоятельный поиск ответов на них».
В соответствии с теорией, разработанной советским психологом П. Я. Гальпериным, мышление в виде умственных действий формируется за счет интриоризации (перенесения во внутренний план) внешних, физических действий. Этот процесс происходит в пять этапов. Первый этап - развертывание действия, понимание взаимосвязи всех его операций и движений. Второй этап - свертывание внешнего действия, при котором количество его вещественных опор сводится к минимуму. Третий этап - перевод действий в громкую развернутую речь, сопровождающуюся движением соответствующих представлений. Как указывает П. Я. Гальперин: «Речь есть форма предметного действия». Четвертый этап представляет собой переход к четко развернутой речи про себя.
Пятый этап - переход к внутренней, свернутой речи, которая является, по мнению П. Я. Гальперина, умственными действиями. «Что же касается внутренней речи в собственном смысле, то ее характеризует не фрагментарность словесного компонента, а то обстоятельство, что она течет автоматически и в основном за пределами самонаблюдения». Таким образом, формирование мышления является переходом от физического взаимодействия с окружающим миром к «беседе души с самой собой».
Как здесь не вспомнить великие слова античного философа Плотина, человека, уже при жизни стоявшего одной ногой за пределами нашей реальности и нашего понимания: «Когда созерцание у людей ослабевает, они переходят к действию, которое есть тень созерцания и разума. Не в силах предаваться созерцанию из-за слабости души, они не могут уловить созерцаемое и наполниться им. Однако они желают его увидеть. Тогда они приступают к действию, потому что пытаются увидеть глазами то, что не смогли увидеть умом. Именно так люди изготавливают предмет, потому что хотят его видеть, и собираются действовать, насколько это для них возможно, потому что хотят сделать его видимым и ощутимым для других».
Если учесть, что под «предметом» Плотин понимал не только какую-нибудь вещь, но и любой предмет созерцания: человека, ситуацию, явление, процессы и т. д., то физические действии, по его мнению, являются результатом бессилия ума, Когда душа и ум являются достаточно сильными, человек может решить свои проблемы, не прибегая к физическим действиям. Неподготовленным людям трудно понять это высказывание.
В Древней Греции существовала поговорка: «Если боги хотят наказать человека, они лишают его разума». Потеря способности мыслить считается самым страшным несчастьем для человека.
В национальной религии Японии - синто, есть учение о том, что каждое слово обладает собственной жизнью, имеет свою собственную духовную сущность, своего бога. Если человек оказывает уважение богам слов, то слова раскрывают перед ним окружающий мир, а если боги слов разгневаются, то слова начинают приносить человеку страдания и несчастья.