Ключевые слова и скорочтение
Смысл содержится в том, что можно выразить несколькими словами. Почти любой текст содержит примерно 75% избыточной информации. (Вы можете легко убедиться в том, что после того, как из слов будет убраны все глсн бкв,как у древних греков, славян и сегодняшних арабов, этот текст можно будет прочитать.) Из этого можно сделать вывод, что при чтении каждого слова мы сознательно ограничиваем свою скорость в четыре раза! - ведь на каждую порцию полезной информации приходится три порции «шума».
Дпстм в н мжт прчтт тт ткст, что вполне не удивительно, если Вы будете применять старые технологии текста. Что, например, обозначает слово «мжт»- может или мажет? Только после прочтения всего предложения вы, скорее всего, догадаетесь, что текст, до того как были убраны все гласные буквы, звучал так: »Допустим, Вы не можете прочитать этот текст».
Кроме того, что в тексте есть «лишние буквы», в тексте есть и лишние слова. Положите полоску бумаги на книгу так, чтобы полоска накрывала 4-6 букв, (то есть Вы не сможете прочитать примерно одно слово в строчке). Попробуйте прочитать. Скорее всего, понимаемость текста останется на том же уровне, как если бы Вы читали текст, не закрытый полоской бумаги. Эти примеры говорят о том, что текст обладает большой избыточностью. При чтении совсем не обязательно вчитываться в каждую букву и каждое слово - часть слов можно просто опускать.
Но этого мало! Не только в каждом слове есть «лишние» буквы, а в каждом предложении есть лишние слова, убрав которые, Вы сможете читать, представляя себе смысл текста: в тексте присутствуют и лишние предложения! Многие авторы, прежде чем излагать суть, должны сломать психологический лед предубежденности по отношению к своим идеям.
Читатель может быть не подготовлен к восприятию новых идей или иметь внутреннее сопротивление восприятию информации. Поэтому автор подбирает вводные слова, строит психологический мостик к слушателю. Он не вываливает смысл сразу, а пытается завернуть факты в удобную для читателя обертку.
Вот как в учебниках по ораторскому искусству рекомендуют строить речь:
¦ Перед основной частью следует сделать вступление или определить постановку задачи или следует определить основное противоречие, которое будет освещаться в речи.
¦ Далее следует описать возможные варианты решения проблемы.
¦ После этого следует сделать выводы и высказать лучшее решение проблемы. Из этого примера видно что, оратор обрамляет главную мысль несколькими
слоями упаковочной информации, что придает тексту информационную избыточность.
А вот какая схема составления отчетов рекомендуется в одной из книг о том, как делать деловые отчеты:
¦ титул;
¦ содержание;
¦ резюме;
¦ предложения по использованию;
¦ нумерация;
¦ доп. пункты:
¦ выражение признательности;
¦ заключение;
¦ словарь;
¦ библиография.
Для разных читателей будут представлять интерес разные части отчета. Одному будет интересно узнать только факты, а другому будут интересны термины. Автор должен угодить различным категориям читателей, при этом либо увеличивая избыточность универсальных текстов (на любой вкус), либо увеличивая количество специфических текстов (применительно к отдельным интересам и вкусам).