Тренировка осязания и создание тактильных образов
Упражнение 1. Ученик берет какой-либо предмет, быстро осматривает его. Затем он закрывает глаза и ощупывает. Зрительный образ он дополняет результатами осязания.
Учащийся подбирает еще несколько однотипных предметов, присоединяет к ним первый предмет и, закрыв глаза, пытается на ощупь найти первый предмет среди других.
Упражнение 3
Берется несколько предметов и с закрытыми глазами разбрасывается по столу. Ставится задача: опознать на Ощупь эти предметы. При этом надо составить себе мысленную схему их относительного местоположения. Открываются глаза, и схема сверяется с действительностью. Начинать надо с 3-4 предметов и постепенно доводить до 7-8.
Упражнение 4
Закрыв глаза, выдвинуть ящик письменного стола и определить на ощупь - какие предметы и где в нем находятся. Проверить себя, открыв глаза.
Упражнение 5
Взять пакеты с разными крупами (манная, гречневая, рис, перловая, пшено). Высыпать все крупы (по маленькой ложке) в одну тарелку. Затем, закрыв глаза, постараться их рассортировать на отдельные кучки. То же самое сделать с фасолью, горохом, пшеницей И овсом.
Упражнение 6
Найти меховую шапку, грубошерстный материал, бархат, шелк, мохнатые и вафельные полотенца. Надо погладить их рукой, создавая тактильный образ каждого из них. Затем, закрыв глаза, снова погладить эти предметы, сравнивая первоначальный образ с повторным.
Упражнение 7
Обучаемый накатывает толстой иголкой на бумаге ряд букв или цифр. Размер их должен быть не более чем 3 сантиметра. Бумажка предъявляется ученику, который с закрытыми глазами, на ощупь, должен определить букву или цифру. Если идентификация проходит с затруднением, величину накалываемой буквы нужно увеличить до 5 сантиметров.
Упражнение можно усложнить. Иголкой накатываются короткие слова и предъявляются ученику для идентификации на ощупь.
Упражнение 8
Обучающий берет несколько гвоздей разной величины и кладет их на ровный стол, на расстоянии 4-5 см друг от друга. Гвозди прикрываются тонким листом бумаги. Учащийся должен на ощупь определить, какие гвозди под бумагой.
Упражнение 9
На стол кладется несколько плоских предметов, например, ключи к английским замкам, булавки и т. п. Учащийся должен, ощупывая бумагу, под которой лежат предметы, определить их и по возможности также установить их взаимоположение.
При работе по идентификации предметов на ощупь следует следить за тем, чтобы в руках и пальцах не было напряжения. Для научения снятия такого напряжения можно перед проведением основного упражнения предложить учащимся следующее задание:
"Кисти рук с растопыренными пальцами держите перед собой на расстоянии 10-15 сантиметров от лица. Попробуйте сделать патьцы напряженными. Пальцы превращаются в когти. Они готовы вцепиться во врага. Напряжение в пальцах растет все больше и больше. Пальцы даже немного сгибаются. А теперь опустите руки и снимите напряжение. Приятно... Расслабление расползается по всей руке. Патьцы свободные. Они легко выполняют любую работу".
Такое задание учащиеся должны выполнить несколько раз до получения результатов по снятию напряжения.