Создание тактильных образов
В качестве объектов на тренировку можно взять к примеру орех, катушку, точилку, резинку, колпачок от ручки, часы, ключ и т. д.
Упражнение 1
Отобранные предметы следует положить в глубокую тарелку, перемешать их и затем опрокинуть на стол, прикрыв предметы тарелкой. Обучаемому ставится задача: "Сейчас я уберу тарелку на 3-4 секунды. За это время надо запомнить взаимоположение предметов". А теперь закрыть глаза и методом ощупывания подтвердить или уточнить взаимоположение предметов". Учитель может незаметно изменить положение одного из предметов. Время ощупывания - 5-8 секунд. Открыв глаза, воспроизвести на бумаге картину того, как предметы расположены по отношению друг к другу.
После 10-15 минут тренировок упражнение можно несколько изменить. При запоминании массива предметов следует мысленно провести посреди него крест, который бы делил все предметы на четыре части. Такое членение ведет к более точному последующему воспроизведению. Возможен случай, что один предмет окажется сразу в двух секторах. Воспроизведение методом членения следует проводить пятнадцать-двадцать раз на разных предметах.
Количество предметов для ощупывания увеличивается до 11-14. Предварительное рассматривание предметов не допускается. При этом добавляется несколько одинаковых предметов. Например: 3 ореха, 2 монеты и т. д. Проверка правильности запоминания проводится после открытия массива предметов.
Упражнение 3
В предметы добавляются такие вещи, которые до сих пор отсутствовали. Делать это надо незаметно, но с учетом того, чтобы добавленный предмет был знаком ученику. При необходимости ученику можно разрешить также обнюхивать предмет. (К примеру, кусочек мыла, флакончик с духами и т. п.).
Упражнение 4
Ученик становится в середине своей комнаты, закрывает глаза и быстро делает три-четыре оборота на месте. Затем, не открывая глаз, он должен последовательно, начиная с правой стороны, обходить комнату, ощупывая руками встречающиеся предметы. Он должен четко себе представить ту часть комнаты, в которой он находится. Если ученик невольно открывает глаза для проверки, упражнение следует продолжить с завязанными глазами.
Во время своего "путешествия" по комнате желательно, чтобы ученик остановился у какого-нибудь ящика, шкафа или стола, выдвинул его и на ощупь определил, какие предметы там находятся и каково их взаимоположение. Подойдя к одежному шкафу, ученик открывает его дверцу, ощупывает висящие там части одежды, определяет эту одежду и одновременно определяет материал, из которого она сделана.