Тренировка вторичных вкусовых ощущений
При всем этом нужно учесть: вторичное вкусовое ощущение сладкого сахара должно четко отличается от вкуса сладкого меда. У него ведь кроме вкусового ощущения сладости имеется своеобразный, присущий только меду, привкус и запах. Сладость дыни по той же причине резко отличается от сладости спелого арбуза или банана. Это относится к любой вкусовой группе. Кислый щавель не похож на кислую капусту, горечь чеснока резко отличается от горечи горчицы и т. д.
Все четыре группы вкусовых ощущений при практическом усвоении должны затем внутренне дифференцироваться по добавочным привкусам и запахам, присущим только для данного продукта.
Для отработки (хотя бы частичной) привкуса, желательно смешивать и фиксировать в памяти сладкое и кислое, сладкое и горькое, сладкое и чуть солоноватое, кислое с горьким, горькое с соленым и т.п. Это смешение особенно запоминается, если такой привкус является постоянным признаком какого-либо продукта. К примеру, грейпфрут имеет горьковато сладкий привкус, некоторые сорта яблок - кисло-сладкий и т. д.
Можно провести следующее упражнение. Ученики приносят на занятие по несколько яблок разных сортов. Вдвоем за партой ученики методом проб-дегустаций определяют особенности вкуса каждого сорта. Желательно, чтобы учащиеся запоминали внешний вид и название сорта. То же самое следует делать с грушами, сливами и виноградом.
Тренировка проходит в основном по следующей схеме:
1. Учащийся имеет перед собой продукт, вкус которого он должен зафиксировать. Для этого он кладет часть продукта в рот.
2. Одновременно фиксируется общий вид продукта, вкусовое ощущение, которое он вызывает, и характерный привкус.
3. Фиксируется присущий продукту запах.
4. Ученик закрывает глаза и пытается на основе продолжающихся вкусовых ощущений и запаха вызвать у себя образ самого продукта. Если этот образ не появляется, нужно повторить всю процедуру фиксации в памяти комплексного образа внешнего вида продукта, его вкуса и привкуса, а также запаха.
Второй ступенью к тренировке вторичных вкусовых ощущений будет работа с ситуациями. Каждой ситуации желательно прёдва-
рить упражнение на получение вторичного образа вкуса продукта, фигурирующего в ситуации.
Для тренировок можно использовать минитексты, приведенные ниже.
Учащийся должен вызвать в памяти вторичное вкусовое ощущение данного продукта в тесной связи с внешним видом и запахом источника этого ощущения.
При всем этом нужно учесть: вторичное вкусовое ощущение сладкого сахара должно четко отличается от вкуса сладкого меда. У него ведь кроме вкусового ощущения сладости имеется своеобразный, присущий только меду, привкус и запах. Сладость дыни по той же причине резко отличается от сладости спелого арбуза или банана. Это относится к любой вкусовой группе. Кислый щавель не похож на кислую капусту, горечь чеснока резко отличается от горечи горчицы и т. д.
Все четыре группы вкусовых ощущений при практическом усвоении должны затем внутренне дифференцироваться по добавочным привкусам и запахам, присущим только для данного продукта.
Для отработки (хотя бы частичной) привкуса, желательно смешивать и фиксировать в памяти сладкое и кислое, сладкое и горькое, сладкое и чуть солоноватое, кислое с горьким, горькое с соленым и т.п. Это смешение особенно запоминается, если такой привкус является постоянным признаком какого-либо продукта. К примеру, грейпфрут имеет горьковато сладкий привкус, некоторые сорта яблок - кисло-сладкий и т. д.
Можно провести следующее упражнение. Ученики приносят на занятие по несколько яблок разных сортов. Вдвоем за партой ученики методом проб-дегустаций определяют особенности вкуса каждого сорта. Желательно, чтобы учащиеся запоминали внешний вид и название сорта. То же самое следует делать с грушами, сливами и виноградом.
Тренировка проходит в основном по следующей схеме:
1. Учащийся имеет перед собой продукт, вкус которого он должен зафиксировать. Для этого он кладет часть продукта в рот.
2. Одновременно фиксируется общий вид продукта, вкусовое ощущение, которое он вызывает, и характерный привкус.
3. Фиксируется присущий продукту запах.
4. Ученик закрывает глаза и пытается на основе продолжающихся вкусовых ощущений и запаха вызвать у себя образ самого продукта. Если этот образ не появляется, нужно повторить всю процедуру фиксации в памяти комплексного образа внешнего вида продукта, его вкуса и привкуса, а также запаха.
Второй ступенью к тренировке вторичных вкусовых ощущений будет работа с ситуациями. Каждой ситуации желательно прёдва-
рить упражнение на получение вторичного образа вкуса продукта, фигурирующего в ситуации.
Для тренировок можно использовать минитексты, приведенные ниже.
Группы вкусовых ощущений |
Названия продуктов, вызывающих данные ощущения |
сладкое |
сахар,мед, шоколад, мороженое, дыня, арбуз, банан |
кислое |
лимон, уксус, щавель, слива, зеленые яблоки, старый кефир, кислая капуста |
горькое |
перец, чеснок, горчица, хрен |
соленое |
соль, маслины, солёная селедка, соленое сало |