Создание образа на базе звучащего слова
Гармоничность между звучанием слова и его содержанием очень часто встречается в старых словах языка, обозначающих названия животных, птиц, цветов, деревьев и явлений природы. Чем нежнее значение слова, тем нежнее и тоньше его фонетическое звучание и, наоборот, грубому значению слова часто соответствует его "грубое" фонетическое звучание.
Когда мы произносим слово "василек" или "лилия", мы сразу представляем себе нечто нежное, тонкое, светлое. Слово "баобаб" й "дуб" дают представление о чем-то могучем, величавом и прекрасном, а слово "хворост"- образ чего-то шероховатого, сухого, ломкого.
Перед началом тренировки учитель должен обратить внимание также на то, как действуют на нас отдельные звуки: самые грубые - это "В", "Д", а самые нежные - "Ю", "Й", "Е". Самые темные -"X" и "Ы", а самые светлые - "Ю", "3","И" и т. д. Примеры для иллюстрации можно взять из ниже приведенного для тренировок списка отдельных групп слов. Рекомендуется несколько упражнений для тренировки создания содержательных образов слов на базе их звучания.
Учитель зачитывает слово из приведенного списка и предлагает учащимся обратить внимание на его звучание, на характеристики отдельных доминирующих звуков. Учащийся должен повторить вслух прочитанные учителем слова, создав себе не только его чисто внешний образ, но и образ содержания, внутреннюю характеристику.
Упражнение 2
Учащимся предлагается самим зачитывать слова из списка и анализировать их фонетические характеристики, обращая особое внимание на гармоничность между звучащим словом и его содержанием. Учащийся анализирует фонетическое звучание слов, определяя его характеристики с помощью слов "нежный", "грубый", "большой", "сильный", "подвижный", "шероховатый", "тонкий" и т. д. При выполнении этого упражнения желательно иногда небольшие дискуссии, во время которых ученики обмениваются своими впечатлениями от звучания данного слова.
Упражнение 3
Ученики сами читают слово из списка и уже без анализа представляют себе его содержание, подкрепленное соответствующим фонетическим звучанием. Слова, которые анализировались в упражнении 2, должны также обязательно повторяться.
Списки слов:
1. Синица, ласточка, орел, ворона, воробей, снегирь, лебедь, чайка, сокол, грач, сыч, зяблик, цапля, жаворонок, страус.
2. Акула, каракатица, щука, кефаль, налим, дельфин, кит, медуза, краб, крокодил.
3. Буйвол, олень, волк, шакал, лиса, кабан, носорог, удав, медведь, тигр, рысь, барс, цыпленок, тарантул, червяк, паук.
4. Баобаб, береза, ель, лилия, лютик, мимоза, мята, сирень, вишня, чаша, джунгли, лопух, лен, репей.
5. Водопад, буря, смерч, валун,' скала, гроза, засуха, мороз, пещера, пустыня, пыль, сумерки, туча, ураган, штиль, шторм.
1. Бисер, блеск, гирлянда, жало, зараза, каторга, кирпич, кисея, кувалда, лак, мяч, наждак, нищий, пожар, тюбик, хижина, царапина, эмаль, юла, янтарь.
2. Гангстер, каскадер, ковбой, компьютер, лазер, парашют, реактор, робот, стюардесса, репродуктор, трактор, электричество.
Упражнение 4
, Часто в создании сложного образа действия или образа характеристики участвуют целые комплексы экспрессивных слов, связанных между собой по содержанию. Такие комплексы создают неповторимое звуковое оформление образа, делая его более глубоким и ярко очерченным в образной памяти.
Вот пример такого образа, взятого из сказки Корнея Чуковского "Тараканище":
Вдруг из подворотни - Страшный великан, Рыжий и усатый
Та-ра-кан. Таракан, таракан,
Тараканище! Он рычит, и кричит, И усами шевелит.
Звук "Р" неоднократно повторяется здесь на каждой строчке в разных словах. Вместе с гласными "Ы" и "У" , а также с шипящими эти звуки создают атмосферу страха, образ злобного и отвратительного существа .
На базе той же сказки Чуковского можно проиллюстрировать и другие картины совсем противоположного характера, создающие иное настроение и иную образность. И все это делает вместе с ритмом и рифмой звучащее слово, сочетание отдельных экспрессивных слов.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно обсудить картины данной сказки, обращая особое внимание на сочетание экспрессивных слов, их звучание и воздействие. После такого анализа ученикам предлагается не спеша, молча прочитать проанализированные отрывки и затем самостоятельно дочитать всю сказку. Для аналитического чтения с частичным анализом и с построением образов можно использовать и другие произведения Чуковского, в частности, "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха".