Тренировка метрических представлений
Каждый учащийся от руки рисует по 6 фигур. Фигуры должны быть по сложности примерно такими же, какие изображены в упражнении 2.
Изображения фигур передаются друг другу партнерами по парте. Задача: определить длину линейных элементов каждой фигуры. Результаты работы обсуждаются в парах и при необходимости проверяются.
Упражнение 5
Каждому учащемуся дается задание нарисовать не очень сложную геометрическую фигуру с количеством линейных элементов не более 7 (линии, круги, полукрути). Партнер по парте не должен видеть этой фигуры. Убедившись в выполнении задания всеми учащимися, учитель предлагает партнерам по парте на 10 секунд обменяться начертанными фигурами. За это время учащиеся должны запомнить представленные ими фигуры и определить длину их отдельных линейных элементов. Через 10 секунд фигура возвращается к их авторам, и каждый учащийся рисует на память рассмотренную только что фигуру. Определяется длина линейных элементов фигуры. Через 2-3 минуты партнеры по парте сравнивают сделанные ими копии рисунков с оригиналами.
Упражнение следует проводить до тех пор, пока общее очертание фигуры, количество линейных элементов, их длина не будут совпадать хотя бы приблизительно с оригиналом.
Учителю следует учесть, что в акте опознания последовательно действуют 2 психологических механизма: сначала целостный способ опознания, а затем - аналитический, фиксирующий существенные признаки отдельных элементов опознаваемой фигуры (в нашем случае их форму, положение, длину). Акт опознания и последующее за ним воспроизведение фигуры тем более будут успешными, чем быстрее учащиеся будут переходить от целостного восприятия фигуры к аналитическому. Для этого важно ограничить время опознания.
Упражнение 6
Кодирование геометрических фигур.
Простую геометрическую фигуру, состоящую из прямых линий, кругов или полукругов, можно закодировать, то есть - перевести ее отдельные линейные элементы в цифровой линейный код. Цифра означает длину отрезка в см, если это - прямая, или радиус в см, если это - круг или полукруг. Справа от цифры изображается в уменьшенном размере форма линейного элемента и его примерное положение в системе других элементов данной фигуры. Учащиеся в конце линий (на кругах или полукругах) символизируют жирными точками место сочленения данного элемента с другими.