Точность воспроизведения по памяти
Упражнение 1. ВАРКА ПИЩИ
За день до начала отработки упражнения учитель дает задание на дом: " С разрешения родителей свари для себя манную кашу, запомнив при этом не только сам процесс варки, но и то, что имело к ней хотя бы малейшее отношение". Прийдя на второй день в класс, ученик должен быть готов устно изложить до мельчайших подробностей сделанное и увиденное. При этом он имеет право пользоваться лишь планом рассказа, каждый пункт которого может иметь одну-три картинки - образа. Как показала практика, даже при использовании образного плана у большинства детей на первых порах такой пересказ не удается. Он отличается однообразием картин, и повинны в этом, прежде всего, неразвитость памяти и неумение наблюдать. Лишь некоторые дети с высоким уровнем развития образной памяти справляются с заданием сразу. Ниже приводится зафиксированный на бумаге устный рассказ ученики 3 класса одной из школ Одессы.
План
1. Гарь.
2. Пузырьки и пар.
3. Вода кипит.
4. Соль и крупа.
5. Гейзер.
6. Приход Пети.
7. Смех.
"Я ставлю кастрюлю с холодной водой на газовую плиту.
Горящий газ под кастрюлей слегка шипит. Но на кухне вдруг запахло гарью. Вмешивается бабушка: "Когда ты ставил кастрюлю на огонь, ты не заметил, что к днищу прилип кусочек тряпки. Сними кастрюлю и вытри дно". Я это и делаю. Так и есть: к днищу прилип кусочек тряпки. Еще хорошо, что он был мокрым и сразу не загорелся, а стал лишь дымить. Я вытираю кастрюлю и ставлю снова на огонь. Через несколько минут я вижу, как со дна кастрюли на верх прорывается несколько пузырьков. На дне их накапливается все больше и больше. Они все чаще устремляются вверх. Над кастрюлей появляется пар.
Смотреть внутрь уже неприятно. Пар становится гуще, потом что-то запело в кастрюле. Вода скоро закипит. Я вижу: какая-то случайно попавшая в кастрюлю крошка начала метаться. И вот вода закипает. Сперва неуверенно, потом все сильнее. Какая-то невидимая сила выбрасывает на поверхность сотни пузырей. Все клокочет, как в вулкане. Бабушка напоминает: надо бросить щепотку соли. Я это делаю.
Соль мгновенно растворяется, хотя я сперва думал, что она опустится на дно. Потом я стал медленно сыпать в кипящую воду манную крупу. Сначала она держится на поверхности, но потом исчезает в водовороте кипятка. Я бросаю еще несколько ложек крупы, но, кажется, это я сделал слишком быстро, не помешивая, и на ложке остается спекшийся комок крупы. Он прилип к ложке, я его соскребаю в воду.
Комок почему-то не растворяется. Кипение воды замедляется. Вижу, что вода превратилась в вязкую массу. На поверхности то в одном, то в другом месте появляются выбросы пара и кусочков каши. Точно такую же картину я видел по телевизору, когда показывали грязевые гейзеры. Бабушка предупреждает: надо отойти подальше. Смотреть в кастрюлю уже нельзя. ,И вдруг - звонок в дверь.
Я бегу открывать. Это Коля. Как всегда, он говорит очень быстро, как-будто боится забыть то, что говорит. И как всегда он размахивает руками. Я ему говорю: "Стой, Коля, замолчи. Я варю кашу и веду наблюдение". "Я тоже хочу наблюдать", - говорит он. Мы вместе бежим в кухню. Я беру ложку и размешиваю кашу. Но что это? Ложка цепляется на дне за что-то. Так и есть. Пока я говорил с Колей, каша пригорела. Я усердно размешиваю кашу, и на поверхности появляются горелые кусочки каши. "Это из-за тебя, видишь?"
"Ну, и что? Я даже люблю пригорелую кашу". Бабушка смеется. А мне не до смеха. Моя учительница мне и так все время говорит, что я слишком много смеюсь".
Вышеприведенный рассказ предлагается ученикам для самостоятельного прочтения и запоминания по плану. На дом дается задание: с разрешения родителей снова сварить кашу, запомнив мельчайшие подробности процесса варки и все, что было связано с этим. Для устного пересказа в классе требуется снова составить план.