Когнитивные стили
В качестве предмета исследования выступили индивидуально своеобразные способы переработки информации о своем окружении (в том числе способы восприятия, категоризации, понимания и интерпретации происходящего), обозначенные как "когнитивные стили"'. Предполагалось, что стилевые исследования выводят на первый план проблему уникальности индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также позволяют объяснить личность за счет обращения ь анализу особенностей организации ее познавательной сферы.
Однако со временем теоретический пафос понятия "когнитивный стиль" оказался в явном противоречии с результатами эмпирических исследований стилевых особенностей интеллектуальной деятельности. Экстенсивный тип исследований в области психологии когнитивных стилей не только не разрешал возникающих вопросов, но, напротив создавал впечатление роста не согласующихся друг с другом фактов, которые уже невозможно было объяснить в рамкал какой-либо более или менее осмысленной позиции.
Отметим основные противоречия стилевых исследовани отчетливо обнаружившие себя в ходе последних десятилетий:
1) несогласованность результатов по разным методика) предназначенным для диагностики одного и юго же сти; (например, один и тот же испытуемый по разным тестам i полезависимость - поленезависимость может иметь далеко i всегда совпадающие оценки);
2) отсутствие однозначных корреляционных связ( между показателями разных когнитивных стилей, имеющих казалось бы, идентичную когнитивную основу (например, между узким - широким диапазоном эквивалентности и широтой категории, импульсивностью - рефлективностью и ригидным - гибким познавательным контролем и т.д.);
3) наличие связей между стилевыми показателями и продуктивными характеристиками июеллектуальиой деятельности, что ставило под вопрос один из основных критериев разграничения когнитивных стилей и интеллектуальных способностей;
4) явление мобильности когнитивных стилей, проявляющееся в том, что показатели определенного когнитивного стиля у одного и того же испытуемого могут меняться под влиянием ситуации, обучения, инструкции и т.д.
Здесь необходимо сделать небольшое отпупление. Стилевой подход - это. по преимуществу, эмпирическая область исследования. С самого начала определения когнитивных стилей строились на основе процедур их измерения с последующими попытками теоретической интерпретации результатов соответствующей стилевой методики. Не удивительно, что фактически нам приходится иметь дело с операциональными определениями когнитивных стилей.
полезависимость - поленезависимость - это то, что измеряется тестом Уиткина "Включенные фигуры", импульсивность - рефлективность - это то, что измеряется тестом Кагана "Сравнение похожих рисунков" и т.д. В игоге, в силу чрезмерного доверия к измерительным процедурам, стилевые исследования оказались "инструментально привязанными".
Безусловно, жизнь значительно упрощается, если следовать позиции: когнитивный стиль - это то, что измеряется определенными стилевыми методиками.
Однако достаточно задать обратный вопрос: а что именно измеряет та или иная стилевая методика? - и сразу же уясняется невозможность прямого ответа. По-видимому, одной из причин отмеченных выше противоречий стилевых исследований является психологическая неоднозначность традиционных стилевых показателей.
Сформулируем гипотезу. В стилевом исследовании обнаруживают себя не два, а четыре полюса (с учетом медианного критерия их выделения). Соответственно, при диагностике того или иного когнитивного стиля, получая два противоположных по своим числовым значениям показателя, мы фактически имеем дело с четырьмя суб.рупнами испытуемых, существенно различающихся по механизмам своих стилевых особенностей. Таким образом, когнитивный стиль - это не биполярное, а квадрополярное образование.