Основная функция образного мышления
Создание образов и оперирование ими является одной из основных фундаментальных особенностей интеллекта человека. Без этого человек не в состоянии анализировать, не в состоянии планировать свои действия, предвидеть их результаты и при необходимости вносить в свои действия изменения.
Уже давно доказано, что сложнейшие процессы образного мышления являются результатом чувственного восприятия реального мира. Эти результаты понятийно обрабатываются и мысленно преобразуются в зависимости от задачи, которая стоит перед человеком, и от его опыта.
Основная функция образного мышления - обеспечение процесса познания наиболее существенных сторон и закономерных связей объектов действительности в форме наглядных образов. Конечно, в формировании образа используются и словесные определения, суждения и умозаключения. Но слово в образном мышлении не является главным. Можно утверждать, что одна и та же задача может решаться путем постоянных переходов образного и словесного выражений мысли. Каждое из них в отдельности не может выполнять задачу познания. Их взаимодействие и взаимный переход - условие успешной учебной деятельности, условие любого творчества.
Как происходит процесс решения задач в образах? Такое решение протекает прежде всего при опоре на наглядный материал. Причем поиски решений ведутся одновременно в нескольких, иногда мало связанных между собой направлениях. Одни и те же элементы образа могут рассматриваться в разных связях. Активную роль при этом играет интуиция, в которой, как известно, нет развернутого анализа и рассуждений. Выводы чаще всего не формулируются в словах. Именно это и обусловливает то обстоятельство, что мышление в образах протекает быстро, свернуто и зачастую более эффективно во всех отношениях - как по времени протекания, так и по оригинальности и эффективности пути решения задачи.
Создание образов происходит в условиях, когда человеку предъявляется самый различный наглядный материал: предметный, графический, условно-схематический или знаково-сим-волический. Для создания образов зачастую требуется переход от одного наглядного материала к другому с изменением в уме его содержания- В этом дети больше всего испытывают трудности. Объясняется это просто: в школьных программах не разработана технология обучения образному мышлению. А ведь оно может формироваться лишь при выполнении специальных задач, связанных с мыслительным преобразованием наглядного материала, видоизменением образов по форме, по цвету, пространственному расположению...
Пока что в школе такое обучение происходит не целенаправленно, а спонтанно, разрозненно и лишь на базе отдельных учебных предметов. Правильно ли это? Создание образов и оперирование ими, по нашему мнению, является общеучебным навыком, и ориентация лишь на один или даже на несколько учебных предметов приводит к сужению возможностей создания высокоразвитого интеллекта.
Особенно очевидна важность обучения образному мышлению в начальной школе. До прихода в школу у детей преобладает, как известно, наглядное мышление, в котором господствует логика эмпирических связей. Эти связи ребенок обнаруживает в процессе пользования вещами и наблюдения за их взаимодействием. С приходом в школу и появлением учебных предметов перед ребенком появляются новые задачи: надо выделить и обобщить определенные стороны и свойства ряда явлений и предметов. Эмпирическим путем сделать это невозможно.
Ребенка надо научить моделировать, то есть целенаправленно выделять существенные стороны изучаемых явлений. Эти модели должны быть также индивидуальными, то есть отражать взгляды и особенности самого ученика. Развитое образное мышление как раз и дает возможность всё это делать в ходе учебной деятельности, в процессе познания окружающего мира.
Образное мышление - активное орудие познания. Без него невозможно будет достичь основной цели народного образования XXI века - создания общества творческих личностей.