Интеллект и профессиональная деятельность
Расцвет психотехники в 20-30 годы был во многом связан с широким применением тестов общего интеллекта при работе с кадрами. В СССР в 1936 г. процесс применения тестов при профотборе (да и сам профотбор) был запрещен. Данные тестирования общего интеллекта коррелируют с успешностью деятельности: для разных профессий -0,10 < г £ 0,85. Для большинства профессий корреляция равна 0,60 (тест GATB).
Накопленные к 60-м годам результаты, характеризующие связь показателей тестирования интеллекта при профессиональном отборе с характеристиками успешности профессионального обучения и профессиональной деятельности, позволили сделать весьма нетривиальный вывод. Одним из первых теорию "порога интеллекта" для профессиональной деятельности предложил Д.Н.Перкинс. Согласно его концепции, для каждой профессии существует нижний пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не способны овладеть данной профессией.
Если же IQ превышает этот уровень, то между уровнем достижений в профессиональной деятельности и уровнем интеллекта нельзя проследить никакой существенной корреляционной связи, Успешность профессиональной деятельности начинает определять мотивация, личностные черты индивида, система ценностей и т.д. (Холодная М.А., 1997).
Таким образом, успешность деятельности как бы "ограничена снизу" - индивид не способен трудиться, если его IQ меньше некоторого "интеллектуального порога", специфичного для данной профессии.
Одно из последних исследований связи интеллекта и профессиональных достижений опубликовано в 1993 г. У.Шнейдером (Schneider W.,1990). Оно касается изучения особенностей интеллекта "экспертов" - лиц, компетентных в какой-то определенной сфере деятельности. Как правило, "эксперты" обладают интеллектом средним или не ниже среднего. У.Шнейдер также считает, что для каждой деятельности есть свой "порог", ниже которого индивид не в силах овладеть деятельностью; если его интеллект превышает пороговое значение, то реальные достижения индивида определяются не когнитивными способностями, а настойчивостью, увлеченностью, темпераментальными особенностями, поддержкой семьи и т.д.
Если интеллектуальный порог не высок, то индивид может иметь как сверхвысокие, так и средние значения интеллекта и быть равно успешным в избранной профессии.
Можно привести еще ряд концепций, которые обобщают накопленный на сей день эмпирический материал и являются модификациями модели "нижнего интеллектуального порога".
Существует ли "верхний" интеллектуальный порог? Иными словами: ограничены ли возможности индивида в определенной профессиональной деятельности уровнем его интеллекта?
Если делать вывод по аналогии с результатами, показывающими связь интеллекта и успешности обучения, возможно, что предел продуктивности профессиональной деятельности определен как:
Pi < Р (IQi)
С другой стороны, нижний уровень достижений, порог вхождения в деятельность, задается уровнем интеллекта, минимально необходимым для овладения профессией, который обусловлен ее требованиями.
Следует отметить, что прогностичность тестов интеллекта выше для успешности профессионального обучения нежели для продуктивности профессиональной деятельности. Очевидно, практическая деятельность менее контролируема, чем учебная, а ее результат зачастую менее жестко оценивается, неопределен ИЛИ очень отдален во времени.