От Чичен-Ицы до Дцибильчальтуна
Томпсон, проводивший свои исследования в 1904 году (впрочем, мало чем отличавшиеся по методике от обычного кладоискательства), полагал, что он нашел почти все ценности, брошенные в колодец. По мнению археологов, американец достал лишь одну десятую часть жертвоприношений, брошенных в священный водоем, – и имело смысл провести дальнейшее его исследование. И спустя полвека после Томпсона в воды сенота спустились мексиканские археологи-подводники. Возглавлял экспедицию бывший президент страны, большой энтузиаст изучения истории доколумбовой Америки, Эмилио Портес Хил.
Томпсона не интересовали ни стратиграфия слоев, ни керамика, а лишь золото и произведения искусства. Мексиканские ученые провели перед раскопками тщательную разведку и самого водоема, и окружающей местности. И пришли к выводу, что предположения археологов справедливы: на дне лежит более 90 процентов ценностей, брошенных когда-то в водоем. Но для проведения научных раскопок, а не кладоискательства, нужна была совершенная техника. В 60-х годах начались подводно-археологические раскопки колодца в Чичен-Ице.
С помощью землесоса (подобно тому, что использовался при раскопках Порт-Ройала), помещенного на плоту, началась откачка ила со дна колодца. Ил падал на огромное сито, каждая вещь получала научное описание прямо на месте находки. Около четырех тысяч предметов извлекли за несколько недель работы мексиканские археологи: золотые нагрудные украшения, гребни, серьги, бусы, кольца, оружие, статуэтки, древнейшие в мире изделия из каучука – куклы. Каждая находка получила свой шифр, соответствующий ее положению на дне сенота.
Ученым удалось определить время, когда попали на дно водоема брошенные туда жрецами предметы. Самый богатый урожай относился к X–XIII столетиям, древнейшие предметы датировались VII веком н. э. Самыми же ценными оказались предметы, изготовленные не майя, а жившими в сотнях километров от Чичен-Ицы индейцами Центральной Мексики, Гватемалы, даже Панамы: они говорили о том, что майя, жители Юкатана, вели торговлю со своими соседями, близкими и далекими.
Раскопки, начатые в 1961 году, были прекращены, когда выяснилось, что землесос повреждает хрупкие изделия из глины – а ведь именно по керамике можно надежно и точно датировать археологические находки, лежащие в том или ином слое. Понадобилось шесть лет работы, прежде чем удалось сконструировать более совершенное устройство для раскопок под водой.
И в начале 1968 года к берегам священного водоема майя через джунгли Юкатана на автомашинах, тракторах и лошадях доставили 25-тонный подъемный кран со стрелой, способной достать любую точку сенота, 15-метровый плот-понтон, мощные дизельные насосы, шланги и трубы,
Устройство, называемое «эрлифтом», позволило поднимать со дна неповрежденными все предметы величиной с пуговицу. Очищенная вода открыла широкое поле деятельности для
Город Чичен-Ица был покинут жителями много столетий назад. Однако и в ту пору, когда он уже был необитаем, к священному сеноту приходили люди, чтобы совершить жертвоприношения, – это также выявили исследования под водой. Сенот играл главную роль в религиозной жизни Чичен-Ицы и окрестных мест, и сам город возник, видимо, как поселение вокруг священного водоема. «Ица» – наименование одного из племен майя, слово «чи» означает «устье», слово «чен» – «сенот, водоем, колодец», и название города Чичен-Ица можно перевести как «Устье сенота племени ица».
Кроме священного водоема – сенота, в Чичен-Ице был и обычный водоем, заполненный дождевой водой и грунтовыми водами. А в другом городе майя на Юкатане, Дцибильчальтуне, намного превосходившем размерами Чичен-Ицу, имелась дюжина сенотов-водоемов. Может быть, один из них также был священным и в него бросались жертвоприношения? Археологи-подводники исследовали самый крупный сенот, в четыре раза более глубокий, чем в Чичен-Ице. И, как пишет руководитель раскопок, «в течение нескольких дней два студента извлекли огромное количество художественных изделий, хорошо сохранившиеся кувшины неизвестной до сих пор формы, тонко обработанные кремневые орудия и около трех тысяч черепков.
Спустя несколько месяцев мы убедились, что поймали за хвост археологическое счастье». Начинается исследование колодца, на дно которого опускаются археологи в водолазном снаряжении с кинокамерами. Каменное сверло, на котором вырезаны иероглифы майя. Десятки статуэток. Покрытые оранжевой глазурью тарелки. Кольца из кости и покрытый иероглифами гребень. Маленькая маска из дерева с лицом, черты которого напоминают негритянские, а не индейские. Кости животных и человеческие черепа… Это лишь краткий перечень находок, сделанных в Дцибильчальтуне, самом древнем и самом большом городе майя.
Сокровищница сенота Дцибильчальтуна далеко еще не исчерпана. Находки на дне показали, что не только в Чичен-Ице, но, видимо, во всех городах майя были водоемы-сеноты, они служили местом ритуальных жертвоприношений. Это означает, что предстоит исследовать множество священных сенотов в Центральной Америке, где найдены города и поселения майя.
Впрочем, обычай бросать жертвоприношения в воду существовал не только у индейцев майя, но и у других народов Америки. Этот обычай породил легенду о «золотом человеке» и стране золота – Эльдорадо. И только исследования под водой смогут окончательно ответить на вопрос о том, насколько правдива эта легенда.